Сибирские огни, 1974, №10
следований «Урусвати». Интересы его как ученого были огромны. Он занимался индо логией, монголоведением и тибетологией, причем не только как филолог, но и как археолог и историк. Любимой областью на уки, которой Ю. Н. Рерих посвятил боль шую часть своих трудов, была тибетология. В этой области ему принадлежат разно сторонние исследования по истории и этно графии, истории религии и литературе, тибетскому буддизму и языкознанию. Ос новополагающим трудом явился его перевод «Синего тэптхэра» — крупнейшего произве дения тибетской историографии, без исполь зования которого .немыслима работа по изучению истории различных направлений буддизма в Тибете. За время вынужденной зимовки экспеди ции на высокогорном тибетском плато Юрий Николаевич подробно ознакомился с жизнью кочевых племен. Эти наблюдения послужили основой для целой серии статей, посвященных языку, культуре кочевников северного Тибета. Здесь же им были найде ны предметы, украшенные в «зверином стиле». На основе многочисленных памят ников материальной культуры он вскрыл глубокие связи этой древней культу ры с центральноазиатским «культурным миром». В своих трудах Юрий Николаевич как бы завершает традиционный научный интерес семьи Рерихов к буддизму. Так, Елена Ивановна написала книгу «Основы буддиз ма», экспедиция Николая Константиновича собрала богатейшую коллекцию древней живописи и литературы, а Юрий Никола евич пишет серию трудов по истории буд дизма. Юрий Николаевич прожил в Индии 30 лет, но он, как и вся семья Рерихов, безмерно любил Родину. В первые же дни вероломного нападения гитлеровской Гер мании на Советский Союз он подает заявле ние о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии. Николай Константинович не успел вернуться на родную землю, он умер в Индии уже в сборах на Родину. Его мечту исполнил в 1957 году его сын. В Советском Союзе Юрий Николаевич ра ботал в Институте народов Азии АН СССР, возглавляя сектор истории, религии и фило софии Индии. Он руководил работами по изучению, переводу и публикации древних философских памятников Востока, продол жая и свои научные изыскания. За те немно гие годы, что он прожил после возвращения на Родину, Ю. Н. Рерих сумел создать коллектив молодых ученых индологов и ти бетологов, которые и после его смерти плодо творно трудятся и успешно продолжают разработку поднятых им проблем. К знанию В тексте приветственного выступления Международному конгрессу востоковедов Юрий Николаевич писал: «Народы Азии, пришедшие к новой жизни, бережно хранят свое культурное наследие и черпают в нем вдохновение для новых овершений. Наша задача — всемерно помогать им в этом. Ведь такая помощь укрепляет дело мира и служит науке и мирному сотрудничеству между учеными всех стран». Как это со звучно всей деятельности его отца — Нико лая Константиновича Рериха, чья жизнь всегда была направлена к постоянному стремлению к Знанию, к поискам Красоты во имя Мира. И всегда все свои дела он посвящал Родине: «...для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы пере видали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удавалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по на шим азийским путям». Николай Константинович не успел при жизни распорядиться судьбой института «Урусвати». С 1939 года остаются закон сервированными лаборатории, библиотека с уникальными рукописями и музей с раз нообразными коллекциями, собранными на огромной территории Азии. Несомненно, весь этот материал заслуживает присталь ного внимания ученых различных областей знания. «Русские начали, русские должны и продолжить»,— такие слова Святослава Николаевича, проживающего ныне в Индии, приводились недавно в советской прессе. Огромное творческое наследие Рериха в области живописи, филологии, филосо фии, археологии, истории во многом еще не изучено и ждет своих исследователей В поисках, путешествиях Николай Констан тинович заражал всех энергией, неутомимо стью духа. Всем исследователям завещал он эти слона: «Молодые друзья, вам нуж но знать условия караванной жизни в « п у с т ы н я х », только на этих путях вы научитесь бороться со стихиями, где каждый неверный шаг — уже верная смерть. Там вы забуде те числа дней и часы, там звезды заблестят вам небесными рунами. Основа всех уче ний — бесстрашие. Не в кисло-сладких лет них пригородных лагерях, а на суровых высотах научитесь быстроте мысли и на ходчивости действия. Не только на лекции в теплонатопленной аудитории, но на сту деных глетчерах сознаете мощь работы ма терии. и вы поймете, что каждый коней есть только начало чего-то, еще более зна чительного и прекрасного».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2