Сибирские огни, 1974, №10

следований «Урусвати». Интересы его как ученого были огромны. Он занимался индо­ логией, монголоведением и тибетологией, причем не только как филолог, но и как археолог и историк. Любимой областью на­ уки, которой Ю. Н. Рерих посвятил боль­ шую часть своих трудов, была тибетология. В этой области ему принадлежат разно­ сторонние исследования по истории и этно­ графии, истории религии и литературе, тибетскому буддизму и языкознанию. Ос­ новополагающим трудом явился его перевод «Синего тэптхэра» — крупнейшего произве­ дения тибетской историографии, без исполь­ зования которого .немыслима работа по изучению истории различных направлений буддизма в Тибете. За время вынужденной зимовки экспеди­ ции на высокогорном тибетском плато Юрий Николаевич подробно ознакомился с жизнью кочевых племен. Эти наблюдения послужили основой для целой серии статей, посвященных языку, культуре кочевников северного Тибета. Здесь же им были найде­ ны предметы, украшенные в «зверином стиле». На основе многочисленных памят­ ников материальной культуры он вскрыл глубокие связи этой древней культу­ ры с центральноазиатским «культурным миром». В своих трудах Юрий Николаевич как бы завершает традиционный научный интерес семьи Рерихов к буддизму. Так, Елена Ивановна написала книгу «Основы буддиз­ ма», экспедиция Николая Константиновича собрала богатейшую коллекцию древней живописи и литературы, а Юрий Никола­ евич пишет серию трудов по истории буд­ дизма. Юрий Николаевич прожил в Индии 30 лет, но он, как и вся семья Рерихов, безмерно любил Родину. В первые же дни вероломного нападения гитлеровской Гер­ мании на Советский Союз он подает заявле­ ние о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии. Николай Константинович не успел вернуться на родную землю, он умер в Индии уже в сборах на Родину. Его мечту исполнил в 1957 году его сын. В Советском Союзе Юрий Николаевич ра­ ботал в Институте народов Азии АН СССР, возглавляя сектор истории, религии и фило­ софии Индии. Он руководил работами по изучению, переводу и публикации древних философских памятников Востока, продол­ жая и свои научные изыскания. За те немно­ гие годы, что он прожил после возвращения на Родину, Ю. Н. Рерих сумел создать коллектив молодых ученых индологов и ти­ бетологов, которые и после его смерти плодо­ творно трудятся и успешно продолжают разработку поднятых им проблем. К знанию В тексте приветственного выступления Международному конгрессу востоковедов Юрий Николаевич писал: «Народы Азии, пришедшие к новой жизни, бережно хранят свое культурное наследие и черпают в нем вдохновение для новых овершений. Наша задача — всемерно помогать им в этом. Ведь такая помощь укрепляет дело мира и служит науке и мирному сотрудничеству между учеными всех стран». Как это со­ звучно всей деятельности его отца — Нико­ лая Константиновича Рериха, чья жизнь всегда была направлена к постоянному стремлению к Знанию, к поискам Красоты во имя Мира. И всегда все свои дела он посвящал Родине: «...для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы пере­ видали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удавалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по на­ шим азийским путям». Николай Константинович не успел при жизни распорядиться судьбой института «Урусвати». С 1939 года остаются закон­ сервированными лаборатории, библиотека с уникальными рукописями и музей с раз­ нообразными коллекциями, собранными на огромной территории Азии. Несомненно, весь этот материал заслуживает присталь­ ного внимания ученых различных областей знания. «Русские начали, русские должны и продолжить»,— такие слова Святослава Николаевича, проживающего ныне в Индии, приводились недавно в советской прессе. Огромное творческое наследие Рериха в области живописи, филологии, филосо­ фии, археологии, истории во многом еще не изучено и ждет своих исследователей В поисках, путешествиях Николай Констан­ тинович заражал всех энергией, неутомимо­ стью духа. Всем исследователям завещал он эти слона: «Молодые друзья, вам нуж­ но знать условия караванной жизни в « п у с ­ т ы н я х », только на этих путях вы научитесь бороться со стихиями, где каждый неверный шаг — уже верная смерть. Там вы забуде­ те числа дней и часы, там звезды заблестят вам небесными рунами. Основа всех уче­ ний — бесстрашие. Не в кисло-сладких лет­ них пригородных лагерях, а на суровых высотах научитесь быстроте мысли и на­ ходчивости действия. Не только на лекции в теплонатопленной аудитории, но на сту­ деных глетчерах сознаете мощь работы ма­ терии. и вы поймете, что каждый коней есть только начало чего-то, еще более зна­ чительного и прекрасного».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2