Сибирские огни, 1974, №10

гом или раковиной. И те, и другие поют за работой священные стихиры. «Конечно, всюду потрясало различие между качеством древних и современных изображений. Мастерство прежних худож­ ников было и тоньше и острее. Теперь же, когда в Тибете укоренились невежество, ли­ цемерие, подозрительность и ложь, то эти свойства прежде всего отразились на каче­ стве тво>рчества и труда.» Острый взгляд художника видит в искусстве отражение уклада жизни; способность к творческим обобщениям помогает и в жизненных ситуа­ циях понять основное, назревающее. Новая эра Рерих шел по Азии, разбуженной от веко­ вых снов. Азию, даже самую глубинную, встряхнула Октябрьская социалистическая революция, создавшая новый мир, о котором веками мечтали лучшие умы человечества. Политическая обстановка середины 20-х годов в Азии была достаточно сложная. Только что спала волна массовых выступ­ лений в Индии в период кампании непови­ новения, когда в 1921 г. дело дошло даже до вооруженных столкновений. Особенно сложной была политическая ситуация в Ти­ бете, в Китае. Еще в период буржуазной революции 1911 г. Англия попыталась ис­ пользовать стремление Тибета к независимо­ сти и утвердить над ним свой протекторат. Китай не желал терять своего суверенитета над Тибетом и посылал туда свои зойска. Представляя собой мрачный контраст со­ ветской внешней политике, политика Англии вызывала справедливый гнев восточных народов. Симпатии народов Востока к его Родине сразу же бросились в глаза Н. К. Рериху. Революционные идеи освобождения угне­ тенных народов от колониального ига пада­ ли на хорошо подготовленную почву. Быстро по всей Азии прошла добрая сла­ ва о Ленине. «К этому имени тянется весь мыслящий Восток, и самые различные люди встречаются на этом имени. За нами лежат двадцать четыре пройденные страны. И мы сами в действительности видели, как наро­ ды приняли притягательную мощь идей Ле­ нина»,— писал в дневниках художник. В конце 1924 г. Рерих из Индии выехал в Европу и встретился с представителем Советского полпредства в Берлине. Он го­ ворил о том, что Тибет насыщен пророче­ ствами о грядущих в ближайшие годы со­ бытиях, обещающих произвести коренной перелом в жизни этой страны. Тибетские ламы и Гималайские махатмы проповедуют тождество идей коммунизма с учением Буд­ ды. Он говорил, что восточные народы ве­ рят в освободительную миссию России, чго освобождение от иностранного ига придет именно от красных. Гэсэр Красное небо в пожаре огненном, могу­ чий Гэсэр пускает стрелу в злое чудище. Так на картине у Рериха. «Стрела— это молния, и наконечники' стрел, находимые в полях, принято считать отвердевшей гро­ мовой стрелой. Война объявляется посыл­ кою стрелы. Гэсар-Хан вооружен громовы­ ми стрелами, и сужденное войско скоро го­ тово выйти из заповеданной страны на спа­ сение мира». Экспедиция пересекала места, где в нача­ ле XI века народный герой Гэсар-Хан, по пре­ данию сын рабыни, возглавил борьбу угне­ тенного населения против местных феода­ лов и иноземных захватчиков. Ею был най­ ден целый рукописный свод о деяниях это­ го героя и о пророчествах, связанных с ним. Наступит война Северной Шамбалы, с крас­ ной конницей придет Гэсэр и водворит все­ общую справедливость и благосостояние. В знак его возвращения выбивают безве­ стные мастера на скалах и камнях доспех .1 его воинства. «Меч Гэсэра», «Знаки Гэсэ- ра» — в этих картинах Рерих с достоверно­ стью археолога воспроизвел древние изо­ бражения. И здесь опять проявился его вдохновенный талант — у Рериха не сухая копия, а высокое искусство. Много народ­ ных сказаний записала экспедиция по всей территории Азии. Это пророчества о леген­ дарной стране Шамбале и владыке ее Майт- рейе. В Гималаях есть предание о подзем­ ном народе агарти, и на Алтае рассказыва­ ют, как «ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое вре­ мя и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь со всеми добытыми сокровища­ ми». Как в Гималаях о Шамбале, так твер­ дят алтайские староверы о Беловодье. «В сказаниях о Шамбале, в легендах, преда­ ниях и песнях заключена, быть может, наи­ более значительная весть Востока». Город знания Телеграмма Н. К. Рериха от 24 мая 1928 года после окончания пятилетней экс­ педиции по Центральной Азии: «Экспеди­ ция Н. К. Рериха после огромных трудно­ стей достигла Гималаев. Таким образом, за­ вершилась крупная экспедиция в Централь­ ную Азию. Собрано много научных матери­ алов и написано много картин... Очень много материалов по буддизму». Обширные научные материалы, собранные экспедицией, требовали систематики и обра­ ботки. Археологические, геологические и прочие находки насчитывались тысячами. «Нужно собрать и обработать все собран­ ные материалы. Не скоро удастся все это». И у Николая Константиновича возникла мысль о создании специальной научно-ис­ следовательской станции. Об этих планах хорошо написала жена художника — Еле­ на Ивановна Рерих — его «другиня, спутни­ ца, вдохновительница». Эта удивительная женщина прошла по всем трудным путям рука об руку с мужем, делила с ним все тя­ готы и лишения экспедиционных лет. Так же, как Николай Константинович, Елена Ивановна издавна была увлечена Востоком.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2