Сибирские огни, 1974, №10
гом или раковиной. И те, и другие поют за работой священные стихиры. «Конечно, всюду потрясало различие между качеством древних и современных изображений. Мастерство прежних худож ников было и тоньше и острее. Теперь же, когда в Тибете укоренились невежество, ли цемерие, подозрительность и ложь, то эти свойства прежде всего отразились на каче стве тво>рчества и труда.» Острый взгляд художника видит в искусстве отражение уклада жизни; способность к творческим обобщениям помогает и в жизненных ситуа циях понять основное, назревающее. Новая эра Рерих шел по Азии, разбуженной от веко вых снов. Азию, даже самую глубинную, встряхнула Октябрьская социалистическая революция, создавшая новый мир, о котором веками мечтали лучшие умы человечества. Политическая обстановка середины 20-х годов в Азии была достаточно сложная. Только что спала волна массовых выступ лений в Индии в период кампании непови новения, когда в 1921 г. дело дошло даже до вооруженных столкновений. Особенно сложной была политическая ситуация в Ти бете, в Китае. Еще в период буржуазной революции 1911 г. Англия попыталась ис пользовать стремление Тибета к независимо сти и утвердить над ним свой протекторат. Китай не желал терять своего суверенитета над Тибетом и посылал туда свои зойска. Представляя собой мрачный контраст со ветской внешней политике, политика Англии вызывала справедливый гнев восточных народов. Симпатии народов Востока к его Родине сразу же бросились в глаза Н. К. Рериху. Революционные идеи освобождения угне тенных народов от колониального ига пада ли на хорошо подготовленную почву. Быстро по всей Азии прошла добрая сла ва о Ленине. «К этому имени тянется весь мыслящий Восток, и самые различные люди встречаются на этом имени. За нами лежат двадцать четыре пройденные страны. И мы сами в действительности видели, как наро ды приняли притягательную мощь идей Ле нина»,— писал в дневниках художник. В конце 1924 г. Рерих из Индии выехал в Европу и встретился с представителем Советского полпредства в Берлине. Он го ворил о том, что Тибет насыщен пророче ствами о грядущих в ближайшие годы со бытиях, обещающих произвести коренной перелом в жизни этой страны. Тибетские ламы и Гималайские махатмы проповедуют тождество идей коммунизма с учением Буд ды. Он говорил, что восточные народы ве рят в освободительную миссию России, чго освобождение от иностранного ига придет именно от красных. Гэсэр Красное небо в пожаре огненном, могу чий Гэсэр пускает стрелу в злое чудище. Так на картине у Рериха. «Стрела— это молния, и наконечники' стрел, находимые в полях, принято считать отвердевшей гро мовой стрелой. Война объявляется посыл кою стрелы. Гэсар-Хан вооружен громовы ми стрелами, и сужденное войско скоро го тово выйти из заповеданной страны на спа сение мира». Экспедиция пересекала места, где в нача ле XI века народный герой Гэсар-Хан, по пре данию сын рабыни, возглавил борьбу угне тенного населения против местных феода лов и иноземных захватчиков. Ею был най ден целый рукописный свод о деяниях это го героя и о пророчествах, связанных с ним. Наступит война Северной Шамбалы, с крас ной конницей придет Гэсэр и водворит все общую справедливость и благосостояние. В знак его возвращения выбивают безве стные мастера на скалах и камнях доспех .1 его воинства. «Меч Гэсэра», «Знаки Гэсэ- ра» — в этих картинах Рерих с достоверно стью археолога воспроизвел древние изо бражения. И здесь опять проявился его вдохновенный талант — у Рериха не сухая копия, а высокое искусство. Много народ ных сказаний записала экспедиция по всей территории Азии. Это пророчества о леген дарной стране Шамбале и владыке ее Майт- рейе. В Гималаях есть предание о подзем ном народе агарти, и на Алтае рассказыва ют, как «ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое вре мя и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь со всеми добытыми сокровища ми». Как в Гималаях о Шамбале, так твер дят алтайские староверы о Беловодье. «В сказаниях о Шамбале, в легендах, преда ниях и песнях заключена, быть может, наи более значительная весть Востока». Город знания Телеграмма Н. К. Рериха от 24 мая 1928 года после окончания пятилетней экс педиции по Центральной Азии: «Экспеди ция Н. К. Рериха после огромных трудно стей достигла Гималаев. Таким образом, за вершилась крупная экспедиция в Централь ную Азию. Собрано много научных матери алов и написано много картин... Очень много материалов по буддизму». Обширные научные материалы, собранные экспедицией, требовали систематики и обра ботки. Археологические, геологические и прочие находки насчитывались тысячами. «Нужно собрать и обработать все собран ные материалы. Не скоро удастся все это». И у Николая Константиновича возникла мысль о создании специальной научно-ис следовательской станции. Об этих планах хорошо написала жена художника — Еле на Ивановна Рерих — его «другиня, спутни ца, вдохновительница». Эта удивительная женщина прошла по всем трудным путям рука об руку с мужем, делила с ним все тя готы и лишения экспедиционных лет. Так же, как Николай Константинович, Елена Ивановна издавна была увлечена Востоком.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2