Сибирские огни, 1974, №10

ник теории о родине готов в районе Гимала­ ев и Тибета, Г. Е. Г.румм-Гржимайло был не так уж далек от истины. Ведь найдены те­ перь в Средней Азии, «а Алтае и в Монго­ лии наскальные изображения боевых .колес­ ниц, похожих на колесницы Рамзеса Второ­ го, на хеттекие колесницы или колесницы го­ меровского эпоса, датируемые вторым тыся­ челетием до нашей эры, то есть временем широкой, можно сказать, трансконтинен­ тальной экспансии индоевропейцев и их культуры, когда вместе с колесницами рас­ пространялись до реки Желтой (Хуанхэ) бронзовые мечи, втульчатые топоры-кельты и копья карасукского типа, такие же, как в знаменитом Бородинском кладе на на­ шем юге. Не менее плодотворны в свете новейших изысканий (изваяния бронзового века, «оленлые камни» Забайкалья и Западной Монголии) догадки Рериха о солнечном культе. Летящие в космос птицеголовые ми­ фические олени на этих изваяниях сопровож­ даются изображениями литых бронзовых дисков — зеркал. Каждое такое сияющее зеркало означало солнце. И не случайно у солнечных оленей Монголии и Забайкалья зеркало-солнце вырастает прямо из их вет­ вистых рогов, символизируя космическую природу священного зверя. Отмечается и связанный с наскальными изображениями широко распространенный в мире популярный сюжет об отпечатках ко­ пыта коня, о камнях-«следови«ах», сначала звериных, а потом уж и человеческих, вер­ нее,— антропоморфных духов или божеств. Такие камии-«следовяки» есть в Новгород­ ской области, а также в Скандинавии. Но всего чаше попадаются в Централь­ ной Азии фигуры козлов, поражающие сво­ им разнообразием. Такие фигуры тоже изображены на одной из картин Рериха. Художник берет и более интересные сюже­ ты, наполненные глубоким мифологическим и вообще культурно-историческим содержа­ нием: на глянцевитом коричневом массиве скалы, покрытой пустынным загаром, вы­ биты не только козлы, но и олени, и кони. Светлыми силуэтами на темном фоне высту­ пают стрелки из лука, ритуальные танцы, хороводы и шествия людей. Как художник, Рерих дает им яркую стилистическую ха­ рактеристику. Делается попытка не только датировки петроглифов Ладакха — Тибета в целом, но и перекидывается мост из Азии в Америку. «Та же техника, та же стилизация и то же уважение к животным», мало людских изо­ бражений. «Через эти изображения Америка и Азия протягивают руку друг другу»,— заканчи­ вает свои мысли Рерих. Для истории изуче­ ния наскальных изображений Центральной Азии и Алтая эти беглые замечания имеют определенную ценность. Сохраняет свою ценность и общая худо­ жественная характеристика эволюции сти­ ля рисунков на скалах. Как показывает анализ петроглифов Сибири, Алтая и Мон­ голии, и на самом деле наблюдается пере­ ход от более сочной стилизации ранних ри­ сунков к более сухой, позднейшей. Не менее ценна догадка о принадлежно­ сти древнейших наскальных изображений Китайского Туркестана даже не бронзово­ му веку, а каменному — эпохе неолита. Эта мысль подтверждается и анализом наскаль­ ных изображений Монголии, где, быть мо­ жет, есть и еще более древние рисунки, на­ пример, на горе Табчи у Хобд-сомона, где они были .найдены Окладниковым в 1949 г. В поле зрения путешественника наряду с археологией всегда и неизменно — этно­ графические сюжеты: предания, мифы, кра­ сочные обряды, яркие, нередко фантастиче­ ски богатые одежды. В шумной толпе на базарах, у погонщиков верблюдов на кара­ ванных тропах, в таинственной тишине хра­ мов экспедицией Рериха собирались расска­ зы, обнаруживались образцы народного искусства. Искусство Тибета «Горные проходы. Уже близки снега. На древнем пути огромное изображение Майт- рейи, изваянное на скале, посылает стран­ ствующим свое благословение. Не обычной рукой превращена поверхность скалы в мо­ нументальный великий облик. Мощь руки и неутомимость труда подвигли человече­ ские силы к такому, созиданию на пустын­ ном теперь пути. Ведь все это велико и мно­ гозначительно замыслом и убедительно формами и увлекательно материальным убором. Большое искусство»,—с увлечен­ ностью первооткрывателя описывает Рерих все значительное в искусстве, что встреча­ лось ему на горных путях. Он открывает целый мир, доселе малоизвестный Западу. Как и прежде в России, когда он впервые запечатлел древнюю архитектуру России, открыв тогда многим глаза на наше великое наследие, так и теперь с его полотен вста­ ют в лучах заката среди скалистых утесов пламенные твердыни —чудо-монастыри. Удивительно, с каким проникновением пе­ редал Рерих творения древних зодчих Азии в их гармонической связи с устремленными к небу горами. В этих монастырях экспеди­ ция собрала богатейший археографический материал, в том числе — бесценные много­ томные рукописи Канджур-Данджур. Интересно внутреннее живописное убран­ ство храмов. В искусствоведческом плане Рерих отмечает особенности тибетской жи­ вописи. «В пламенной фантастике, в вели­ чавости тонкой формы, в напряженной слож­ ной гамме тонов — явлено совершенно осо­ бое яркое творчество. Своим спокойным выражением это искусство отвечает тайне колыбели человечества»... Николай Константинович собрал большую коллекцию буддийских знамен, глубоко вник в образный строй и красочную симво­ лику буддийской живописи. Следя внима­ тельным глазом художника и археолога за работой лам-,иконописцев, Рерих «узнает» способы работы, совершенно подобные при­ меняемым русскими кустарями-иконолисца- М'И. Так ж е готовят доску или полотно, оди­ наково готовят левкас и полируют его ро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2