Сибирские огни, 1974, №10
ник теории о родине готов в районе Гимала ев и Тибета, Г. Е. Г.румм-Гржимайло был не так уж далек от истины. Ведь найдены те перь в Средней Азии, «а Алтае и в Монго лии наскальные изображения боевых .колес ниц, похожих на колесницы Рамзеса Второ го, на хеттекие колесницы или колесницы го меровского эпоса, датируемые вторым тыся челетием до нашей эры, то есть временем широкой, можно сказать, трансконтинен тальной экспансии индоевропейцев и их культуры, когда вместе с колесницами рас пространялись до реки Желтой (Хуанхэ) бронзовые мечи, втульчатые топоры-кельты и копья карасукского типа, такие же, как в знаменитом Бородинском кладе на на шем юге. Не менее плодотворны в свете новейших изысканий (изваяния бронзового века, «оленлые камни» Забайкалья и Западной Монголии) догадки Рериха о солнечном культе. Летящие в космос птицеголовые ми фические олени на этих изваяниях сопровож даются изображениями литых бронзовых дисков — зеркал. Каждое такое сияющее зеркало означало солнце. И не случайно у солнечных оленей Монголии и Забайкалья зеркало-солнце вырастает прямо из их вет вистых рогов, символизируя космическую природу священного зверя. Отмечается и связанный с наскальными изображениями широко распространенный в мире популярный сюжет об отпечатках ко пыта коня, о камнях-«следови«ах», сначала звериных, а потом уж и человеческих, вер нее,— антропоморфных духов или божеств. Такие камии-«следовяки» есть в Новгород ской области, а также в Скандинавии. Но всего чаше попадаются в Централь ной Азии фигуры козлов, поражающие сво им разнообразием. Такие фигуры тоже изображены на одной из картин Рериха. Художник берет и более интересные сюже ты, наполненные глубоким мифологическим и вообще культурно-историческим содержа нием: на глянцевитом коричневом массиве скалы, покрытой пустынным загаром, вы биты не только козлы, но и олени, и кони. Светлыми силуэтами на темном фоне высту пают стрелки из лука, ритуальные танцы, хороводы и шествия людей. Как художник, Рерих дает им яркую стилистическую ха рактеристику. Делается попытка не только датировки петроглифов Ладакха — Тибета в целом, но и перекидывается мост из Азии в Америку. «Та же техника, та же стилизация и то же уважение к животным», мало людских изо бражений. «Через эти изображения Америка и Азия протягивают руку друг другу»,— заканчи вает свои мысли Рерих. Для истории изуче ния наскальных изображений Центральной Азии и Алтая эти беглые замечания имеют определенную ценность. Сохраняет свою ценность и общая худо жественная характеристика эволюции сти ля рисунков на скалах. Как показывает анализ петроглифов Сибири, Алтая и Мон голии, и на самом деле наблюдается пере ход от более сочной стилизации ранних ри сунков к более сухой, позднейшей. Не менее ценна догадка о принадлежно сти древнейших наскальных изображений Китайского Туркестана даже не бронзово му веку, а каменному — эпохе неолита. Эта мысль подтверждается и анализом наскаль ных изображений Монголии, где, быть мо жет, есть и еще более древние рисунки, на пример, на горе Табчи у Хобд-сомона, где они были .найдены Окладниковым в 1949 г. В поле зрения путешественника наряду с археологией всегда и неизменно — этно графические сюжеты: предания, мифы, кра сочные обряды, яркие, нередко фантастиче ски богатые одежды. В шумной толпе на базарах, у погонщиков верблюдов на кара ванных тропах, в таинственной тишине хра мов экспедицией Рериха собирались расска зы, обнаруживались образцы народного искусства. Искусство Тибета «Горные проходы. Уже близки снега. На древнем пути огромное изображение Майт- рейи, изваянное на скале, посылает стран ствующим свое благословение. Не обычной рукой превращена поверхность скалы в мо нументальный великий облик. Мощь руки и неутомимость труда подвигли человече ские силы к такому, созиданию на пустын ном теперь пути. Ведь все это велико и мно гозначительно замыслом и убедительно формами и увлекательно материальным убором. Большое искусство»,—с увлечен ностью первооткрывателя описывает Рерих все значительное в искусстве, что встреча лось ему на горных путях. Он открывает целый мир, доселе малоизвестный Западу. Как и прежде в России, когда он впервые запечатлел древнюю архитектуру России, открыв тогда многим глаза на наше великое наследие, так и теперь с его полотен вста ют в лучах заката среди скалистых утесов пламенные твердыни —чудо-монастыри. Удивительно, с каким проникновением пе редал Рерих творения древних зодчих Азии в их гармонической связи с устремленными к небу горами. В этих монастырях экспеди ция собрала богатейший археографический материал, в том числе — бесценные много томные рукописи Канджур-Данджур. Интересно внутреннее живописное убран ство храмов. В искусствоведческом плане Рерих отмечает особенности тибетской жи вописи. «В пламенной фантастике, в вели чавости тонкой формы, в напряженной слож ной гамме тонов — явлено совершенно осо бое яркое творчество. Своим спокойным выражением это искусство отвечает тайне колыбели человечества»... Николай Константинович собрал большую коллекцию буддийских знамен, глубоко вник в образный строй и красочную симво лику буддийской живописи. Следя внима тельным глазом художника и археолога за работой лам-,иконописцев, Рерих «узнает» способы работы, совершенно подобные при меняемым русскими кустарями-иконолисца- М'И. Так ж е готовят доску или полотно, оди наково готовят левкас и полируют его ро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2