Сибирские огни, 1974, №10
— прибывают в Индию. Отсюда, с гималай ских предгорий, и начался их легендарный путь. «В нашей экспедиции,— пишет Рерих, — мы имели в виду ознакомиться с положе нием памятников древностей Центральной Азии, .наблюдать современное состояние ре лигии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне. Мы видим в последних находках экспедиции Козлова, в трудах профессора Ростовцева, Боровки, Макаренко, Толя и многих других огромный интерес к скифским, монгольским и готским памятникам. Сибирские древности, следы ве ликого переселения в Минусинске, Алтае, Урале дают необычайно богатый художест венно-исторический материал для всего об щеевропейского романеска и ранней готики». За пять лет экспедиция прошла путь в 25 тысяч километров, преодолела 35 высо когорных перевалов, пересекала степи и пу стыни. Ничто не сломило волю путешествен ников— ни снежные бураны, ни высота, ни палящее солнце пустынь. Экспедиция неод нократно подвергалась нападению воору женных бандитов, а то и попросту аресто вывалась местными правителями-самодура- ми. Так случилось на северном Тибетском нагорье Чантанг, которое, по словам Рериха, «справедливо заслужило славу самого хо лодного места Азии. Свирепые вихри необы чайно усиливают действие мороза, а разре женная атмосфера 15—16000 футов создает особые, необычайно тяжелые условия. Мож но представить себе состояние температуры, когда в палатке у доктора в закрытой фляжке замерз коньяк. ...Кончались лекар ства, кончалась пища. На наших глазах по гибал караван.» Однако научные работы не прерывались ни на один день. Исследовались ближайшие окрестности, делались зарисовки, снимались планы, пополнялись минералогические и бо танические коллекции. За время зимовки собрали редчайший материал о кочевниках Хор-па, говоривших на весьма архаическом наречии тибетского языка. В ближайших мо настырях были найдены материалы тибет ского добуддийско-го шаманизма. Экспеди ция открыла много памятников кочевого прошлого Тибета. Елена Ивановна сделала много записей о философии, этике Востока; Николай Константинович увлеченно рисовал пейзажи Тибета, вел свой дневник. Перели стывая его, не устаешь поражаться метко сти и остроте глаза путешественника, массе увиденного и записанного. И все-таки Рерих в своем дневнике остается верен археоло гии, увлечениям юности — жальникам, кур ганам, скифам, наконец,— готам. Все это, вместе со своеобразными взглядами на при роду и людей, и отличает Н. Рериха от Пржевальского и других исследователей. В сердце Азии Покидая весеннюю Джунгарию с ее сини ми снеговыми горами, хризопразовы.чи взго- риями и «давно невиданными» цветами — дикими пионами, желтыми лилиями, ириса ми, головками огнейно-оранжевого цвета, Рерих едет вместе со стражей из «киргизов» (местных казахов). Всадники мчатся за вол ками, а у него в памяти встают «те же ски фы, те же шапки и полукафтанья как на Кульобской вазе». И впрямь, короткие куртки наездников- казахов, такие же, как у их далеких пред ков, степных кочевников времени тюркско го каганата, подтверждают это. И погоня на конях за степной дичыо, изображенная на седлах первого тысячелетия нашей эры, по разительно близка к живой картине степной жизни, которую наблюдал художник-путеше ственник на границе китайской Джунгарии и нашего Алтая. Нечего и говорить о шап ках-малахаях, отороченных пушистым лись им мехом. Они и на самом деле точь-в-точь такие, как у геродотовых скифов. Места древних святилищ, в том числе ря ды вертикально поставленных столбов, как в Бретани, как в знаменитом Стонхедже, «рождают мысль о солнечном культе друи дов». Камни «чудских» (хотя они и не «чуд ские») могильников на Алтае, в свою оче редь, будят в нем старые увлечения готами и готской проблемой... Там, где стоят эги камни, думает ои, и прошли готы, пропитав шие своим влиянием всю Европу. Почему же не быть готам и в Трансгималаях, если и там на каждом шагу рассеяны сходные кучи камней и торчат из земли плиты, похо жие на алтайские? Мечи северных обитате лей Трансгималаев похожи на палаши или прямые мечи Южной России, фигурные пряжки тибетских племен напоминают на плечные фибулы «готов». Найдена же в местности Доринг старинная пряжка с дву главым орлом, подобная находкам из южно русских степей и Северного Кавказа. Жен щины Тибета носят украшенные такими же красными вставками, как и «готские», изде лия с альмандинами. За то же говорит, как будто, даже физический облик тибетцев, многие из которых имеют орлиные -носы, как у «палача Филиппа Второго», их лица напоминают Мольера, Д ’Артаньяна или Ф. Гальса. Увлечение готами и готской проблемой настолько сильно, что следы их неожиданно обнаруживаются даже... в ста ром названии столицы далай-ламы Лхасы. Все это, как кажется ему, подтверждает смелую догадку о древних переселениях на родов, о путях готов с востока на запад, до Черного моря и Дона. Не оттуда ли, из- за Гималаев, двигались прародители готов, «гонимые ледниками и суровыми мо ренами»? Конечно, это было слишком смело — вслед за Палласом считать прародиной го тов Внутреннюю Азию. И вообще, готы -в его глазах значили для истории Южной России и для мировой истории слишком много; го ты сделали для -нее гораздо -меньше, чем это го хотелось Рериху. Но это факт, что еще до недавнего вре мени мы недооценивали роль и влияние на развитие культуры и историю народов Цент ральной Азии индоевропейских племен. И, быть может, такой же убежденный сторон ник и создатель теории об европеоидных динлинах на Востоке, как Рерих —сторон-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2