Сибирские огни, 1974, №10
стах: от правил хорошего тона до сложней ших процессов общественной деятельности. Интересно отметить, когда современные уче ные Кребер и Клакхон, пытаясь дать опре деление понятия «культура», обратились к трудам различных исследователей, они на шли 257 (!) определений этого понятия. Рерих подчеркивает, что культура всегда тесно связана с духовной деятельностью и творчеством. «Ошибочно было бы'подставить под значе ние культуры цивилизацию или даже прог ресс. Цивилизация и прогресс являются только отдельными обстоятельствами куль туры». «Мы уже давно поняли, что одна цивили зация, один белый воротник, гольф и теле фон еще не есть устои культуры». «Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие культуры, со кровищницы всего возвышающего путевого столба истинной эволюции»1. Чтобы человек стал культурным, он дол жен пройти, по представлению Рериха, сле дующие ступени развития: невежество, ци вилизацию, образованность, интеллигент ность, духовное утончение, и лишь после этого он поднимается до синтеза и приобре тает высшую культуру. Таким образом, мы видим, что духовное развитие человека Ре рих рассматривает с диалектических пози ций. Он стремится помочь человеку осоз нать свои возможности и открывает ему без граничные перспективы для самоусовершен ствования. «Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилиза цию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна... Мы имеем право со вершенствовать прекрасные открытия лишь во имя Культуры. Мы имеем право петь и радоваться лишь во имя Культуры. Мы име ем право облегченно создавать лишь во имя великой будущей Культуры. И нет такого черствого человеческого сердца, которое бы не смягчилось перед понятием Культуры»7. Необычную точку зрения — преобразить жизнь на земле Культурой — могут назвать утопической. Так было уже много раз. Но не будем спешить отрицать утопии. Все, чем гордится человечество, было когда-то меч той, утопией. Платон уже в четвертом веке до нашей эры ратовал за обязательное все общее обучение и строил систему общегосу дарственного эстетического воспитания на рода. Пифагор, Джордано Бруно, Томмазо Кампаяелла и многие другие гении не были признаны при жизни. Значит ли это, что их идеи были неверны? Уже после Великой Октябрьской револю ции В. И. Ленин, размышляя над планом монументальной пропаганды, говорил А. В. Луначарскому: «Давно уже передо мной но сится эта идея, которую я вам сейчас изло жу. Вы помните, что Кампаяелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалисти- 1 Н. Р е р и х . Держава Света, стр. 144. 2 Р. Р у д з и т и с . Культура, стр. 9. ческого города нарисованы фрески, которые... участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это да леко не наивно и... .могло быть нами усвоено и осуществлено теперь же»1. Так, мечта утописта через многие века не кажется «наивной» для Ленина .и находит применение .в жизни. Учение Рериха о преобразовании жизни Культурой — не плод кабинетных раздумий. Оно рождалось в жизни и предназначалось для практического осуществления. «Мы вовсе не мечтатели и не идеалисты в обычном понимании, наоборот, обращаясь к достижениям, ,мы имеем право рассматри вать себя, как практических реалистов»,— пи сал Рерих2. «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь все- обобщающие понятия Красоты и Знания мо гут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта соро кадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки. И в одном мы можем принести нерушимую клятву, что от этой охраны Культуры, от Лиги Культуры, ни мы, ни последователи наши не отступим ся. Нас нельзя разочаровать, ибо наблю дения ,в поле Искусства и Знания наполнят нас несломимым энтузиазмом. Не одна на ция, не один класс с нами, но все множе ства человеческие, ибо, в конце концов, сердце человеческое открыто Красоте твор чества»3. Взгляды Рериха на воспитание, образова ние, повышение духовной культуры находят сегодня осуществление в Советском Союзе. В нашей стране достигнуты братство и друж ба многих народов, о чем мечтал Рерих. Эс тетическое воспитание начинает проводиться в самых разных его формах — и в школе, и в быту, и на производстве. «Художественное начало,— записано в Программе КПСС,— еще больше одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека». В нашей стране создано Всероссийское об щество охраны памятников, проводятся еже годно Недели изобразительного искусства, готовится «Свод памятников»... Все эти успехи Советского Союза в обла сти культуры очень радовали Николая Кон стантиновича. Он с полным правом .мог пи сать: «Слышится от лучших людей: «Един ственный жизненный пример Россия». У всех на глазах страна преодолела .все трудности. Победила сильнейшего врага. Разрешила вопрос о безработных, о стачках. Помысли ла о культуре. Возвысила значение науки и искусства. Писатели уважаются. Артисты поднимают народное сознание. Труд оценен по качеству. Охранено народное 1 здоровье. Усилено образование. Женщина возвышена и призвана к великой работе...»4. В 1947 году Николай Константинович го товился возвратиться на Родину: «Хотелось бы скорее быть там и принести русскому де 1 Г. Б. Б о р и с о в с к и й . Человек — ме ра вещей. М. 1966 г., стр. 27. 2 Н. Р е р и х . Держава Света, стр. 201. 3 Там же. стр. 109. 4 Н. Р е р и х . Листы дневника. «Прекрас ный путь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2