Сибирские огни, 1974, №10

стах: от правил хорошего тона до сложней­ ших процессов общественной деятельности. Интересно отметить, когда современные уче­ ные Кребер и Клакхон, пытаясь дать опре­ деление понятия «культура», обратились к трудам различных исследователей, они на­ шли 257 (!) определений этого понятия. Рерих подчеркивает, что культура всегда тесно связана с духовной деятельностью и творчеством. «Ошибочно было бы'подставить под значе­ ние культуры цивилизацию или даже прог­ ресс. Цивилизация и прогресс являются только отдельными обстоятельствами куль­ туры». «Мы уже давно поняли, что одна цивили­ зация, один белый воротник, гольф и теле­ фон еще не есть устои культуры». «Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие культуры, со­ кровищницы всего возвышающего путевого столба истинной эволюции»1. Чтобы человек стал культурным, он дол­ жен пройти, по представлению Рериха, сле­ дующие ступени развития: невежество, ци­ вилизацию, образованность, интеллигент­ ность, духовное утончение, и лишь после этого он поднимается до синтеза и приобре­ тает высшую культуру. Таким образом, мы видим, что духовное развитие человека Ре­ рих рассматривает с диалектических пози­ ций. Он стремится помочь человеку осоз­ нать свои возможности и открывает ему без­ граничные перспективы для самоусовершен­ ствования. «Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилиза­ цию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна... Мы имеем право со­ вершенствовать прекрасные открытия лишь во имя Культуры. Мы имеем право петь и радоваться лишь во имя Культуры. Мы име­ ем право облегченно создавать лишь во имя великой будущей Культуры. И нет такого черствого человеческого сердца, которое бы не смягчилось перед понятием Культуры»7. Необычную точку зрения — преобразить жизнь на земле Культурой — могут назвать утопической. Так было уже много раз. Но не будем спешить отрицать утопии. Все, чем гордится человечество, было когда-то меч­ той, утопией. Платон уже в четвертом веке до нашей эры ратовал за обязательное все­ общее обучение и строил систему общегосу­ дарственного эстетического воспитания на­ рода. Пифагор, Джордано Бруно, Томмазо Кампаяелла и многие другие гении не были признаны при жизни. Значит ли это, что их идеи были неверны? Уже после Великой Октябрьской револю­ ции В. И. Ленин, размышляя над планом монументальной пропаганды, говорил А. В. Луначарскому: «Давно уже передо мной но­ сится эта идея, которую я вам сейчас изло­ жу. Вы помните, что Кампаяелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалисти- 1 Н. Р е р и х . Держава Света, стр. 144. 2 Р. Р у д з и т и с . Культура, стр. 9. ческого города нарисованы фрески, которые... участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это да­ леко не наивно и... .могло быть нами усвоено и осуществлено теперь же»1. Так, мечта утописта через многие века не кажется «наивной» для Ленина .и находит применение .в жизни. Учение Рериха о преобразовании жизни Культурой — не плод кабинетных раздумий. Оно рождалось в жизни и предназначалось для практического осуществления. «Мы вовсе не мечтатели и не идеалисты в обычном понимании, наоборот, обращаясь к достижениям, ,мы имеем право рассматри­ вать себя, как практических реалистов»,— пи­ сал Рерих2. «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь все- обобщающие понятия Красоты и Знания мо­ гут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта соро­ кадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки. И в одном мы можем принести нерушимую клятву, что от этой охраны Культуры, от Лиги Культуры, ни мы, ни последователи наши не отступим­ ся. Нас нельзя разочаровать, ибо наблю­ дения ,в поле Искусства и Знания наполнят нас несломимым энтузиазмом. Не одна на­ ция, не один класс с нами, но все множе­ ства человеческие, ибо, в конце концов, сердце человеческое открыто Красоте твор­ чества»3. Взгляды Рериха на воспитание, образова­ ние, повышение духовной культуры находят сегодня осуществление в Советском Союзе. В нашей стране достигнуты братство и друж­ ба многих народов, о чем мечтал Рерих. Эс­ тетическое воспитание начинает проводиться в самых разных его формах — и в школе, и в быту, и на производстве. «Художественное начало,— записано в Программе КПСС,— еще больше одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека». В нашей стране создано Всероссийское об­ щество охраны памятников, проводятся еже­ годно Недели изобразительного искусства, готовится «Свод памятников»... Все эти успехи Советского Союза в обла­ сти культуры очень радовали Николая Кон­ стантиновича. Он с полным правом .мог пи­ сать: «Слышится от лучших людей: «Един­ ственный жизненный пример Россия». У всех на глазах страна преодолела .все трудности. Победила сильнейшего врага. Разрешила вопрос о безработных, о стачках. Помысли­ ла о культуре. Возвысила значение науки и искусства. Писатели уважаются. Артисты поднимают народное сознание. Труд оценен по качеству. Охранено народное 1 здоровье. Усилено образование. Женщина возвышена и призвана к великой работе...»4. В 1947 году Николай Константинович го­ товился возвратиться на Родину: «Хотелось бы скорее быть там и принести русскому де­ 1 Г. Б. Б о р и с о в с к и й . Человек — ме­ ра вещей. М. 1966 г., стр. 27. 2 Н. Р е р и х . Держава Света, стр. 201. 3 Там же. стр. 109. 4 Н. Р е р и х . Листы дневника. «Прекрас­ ный путь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2