Сибирские огни, 1974, №10

лая представить русский народ отсталым и никчемным. Сейчас уже много сделано для ознакомления .иностранцев с русскими куль­ турными ценностями»1. С 1923 по 1947 год Рерих трудится на Во­ стоке. Это были годы напряженной и плодо­ творной деятельности. Организованные им три экспедиции по Центральной Азии дали художнику возможность накопить новый за ­ пас впечатлений для творчества, а также со­ брать древние, но вечно новые и нужные каждому поколению духовные ценности. В долине Кулу (Индия), еде поселился Рерих, был основан им Гималайский инсти­ тут научных исследований и написаны мно­ гочисленные прекрасные полотна. В условиях угрозы второй мировой войны, полный тревоги за судьбу людей и культур­ ных ценностей, Николай Константинович вновь обращается ко всем государствам с призывом неотложно обсудить Пакт об ох­ ране памятников. Пакт Рериха, как его при­ нято называть, был опубликован в 1929 году и приобрел широкую популярность. На призыв художника откликнулись эн­ тузиасты всех континентов. В бельгийском городе Брюгге основывается международ­ ный союз Пакта. В целях пропаганды рери- ховских идей в разных странах возникают комитеты, проводятся три международные конференции. Рерих так выразил идеал и цель этого Пакта: «Приветствую вас, сошедшихся во имя священного дела мира. Не случайно мир мыслит о мире, ибо действительно враж­ да и взаимная ненависть дошли до предела. Нарушение творческой жизни увлекает поколения в бездну одичания. Ни­ какие поверхностные признаки цивили­ зация не скрывают одичания духа. В этой вражде, среди земных смятений, разруша­ ются истинные ценности творения духа че­ ловеческого. Не будем оглядываться назад, где столько плачевных примеров, когда лю­ дям приходилось писать памятные слова: «Разрушено человеческим неведением — вос­ становлено человеческою надеждою». Имен­ но ради згой надежды человечества на луч­ шее будущее, на истинный прогресс духа, не­ обходимо охранить истинные ценности»2. Пакт был одобрен в Комитете по делам музеев при Лиге наций и направлен на рас­ смотрение Международной комиссии ин­ теллектуального сотрудничества. В 1954 го­ ду Пакт Рериха подписывают Советский Со­ юз и многие государства. Рабиндранат Тагор писал Николаю Кон­ стантиновичу о великой международной ро­ ли Пакта: «Я зорко следил за вашими заме­ чательными достижениями в области искус­ ства и за вашею великою работою во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира сего знаменем для защиты всех культурных сокровищ будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Музейным комитетом Лиги на­ ций, и я глубоко чувствую, что он будет 'В . Б у л г а к о в . Встречи е художника­ ми. Л.. 1969. стр. 281. г Н. К. Р е р и х . Рига. 1935. стр. 59. иметь огромное последствие для культурно­ го взаимопонимания народов»1. На всех континентах единомышленники Н. Рериха и борцы за культуру объедини­ лись в 82 общества, носившие имя ху­ дожника. Подводя итоги деятельности за десять лет, Николай Константинович писал: «Вспо­ мним множество концертов и лекций. Не за ­ будем ценных выставок, в которых сотруд­ ничали не только отдельные художники, но и Правительства многих стран. Не забудем очевидный рост школы нашей. Вспомним книги нашего Книгоиздательства, которые постепенно завоевывают широкое поле... Вспомним, сколько полезного, ободряющего и строительного мы все же смогли предло­ жить сочленам нашим. Не забудем, что чет­ верть миллиона посетителей пришло к дам за это время. Не пройдем вниманием тыся­ чи сочувствий, выраженных нашему Знаме­ ни Мира, которое уже развевается над не­ которыми Учреждениями. Вспомним новые издания, посвященные нашей Центрально- Азиатекой экспедиции... А если вы «том у же приложите сорок лет моей культурной ра­ боты и опыта, то, положа руку на сердце, мы можем сказать, что приложили все усилия служить тому, что поистлне необхо­ димо культуре человечества»2. В истории искусства мы не имеем анало­ гичного примера, чтобы один человек смог вызвать такое широкое движение за культу­ ру во всем мире. Оценивая подвиг русского художника, пи­ сатель Всеволод Никанорович Иванов пи­ шет: «И такой зов к строительству, зов из уст великого художника, то есть человека, творящего не «рассказо-м», а «показом», впервые раздается на -нашей планете. Еще не было такого подхода к изображению, во­ площению человеческой культуры. Среди пе­ редряг и устремлений к разрозненности в мире, среди угроз войны и непрестанных во­ оружений, среди договоров, которые созда­ ются лишь для того, чтобы выиграть время, а потом сказать «клочки бумаги», раздается голос Рериха, зовущий к миру. — К миру, не к тишине, не спокойствию, не ленивому прозябанию в своих отдельных норах. К миру, как к условию непрерывного творчества, к миру, как уважению к тому, что не всегда можно пощупать руками, что не всегда «материально», но что всегда зве­ нит и благовестит в нашей душе. Этот зов — никогда не забудем — поды­ мается из России, подымается русским ху­ дожником, подымается человеком, впитав­ шим в себя всю силу культуры России и претворяющим ее по-новому, дабы идти к просвещению мира»3. Чтобы понять идеал Рериха, нужно вы­ яснить, какой смысл вкладывал он в слово «культура». Дело в том, что вокруг этого термина идет много споров. И порою его употребляют в самых различных контек­ 1 В. П. К н я з е в а . Н. К. Рерих, стр. 94. . ? ,Н~ Л- Р е р и х . Держава Света. Изд. ALATAS- 1931, стр. 199—200. 3 В. Н. И в а н о в и Э. Г о л л е р б а х . Рерих, стр. 186.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2