Сибирские огни, 1974, №10
лая представить русский народ отсталым и никчемным. Сейчас уже много сделано для ознакомления .иностранцев с русскими куль турными ценностями»1. С 1923 по 1947 год Рерих трудится на Во стоке. Это были годы напряженной и плодо творной деятельности. Организованные им три экспедиции по Центральной Азии дали художнику возможность накопить новый за пас впечатлений для творчества, а также со брать древние, но вечно новые и нужные каждому поколению духовные ценности. В долине Кулу (Индия), еде поселился Рерих, был основан им Гималайский инсти тут научных исследований и написаны мно гочисленные прекрасные полотна. В условиях угрозы второй мировой войны, полный тревоги за судьбу людей и культур ных ценностей, Николай Константинович вновь обращается ко всем государствам с призывом неотложно обсудить Пакт об ох ране памятников. Пакт Рериха, как его при нято называть, был опубликован в 1929 году и приобрел широкую популярность. На призыв художника откликнулись эн тузиасты всех континентов. В бельгийском городе Брюгге основывается международ ный союз Пакта. В целях пропаганды рери- ховских идей в разных странах возникают комитеты, проводятся три международные конференции. Рерих так выразил идеал и цель этого Пакта: «Приветствую вас, сошедшихся во имя священного дела мира. Не случайно мир мыслит о мире, ибо действительно враж да и взаимная ненависть дошли до предела. Нарушение творческой жизни увлекает поколения в бездну одичания. Ни какие поверхностные признаки цивили зация не скрывают одичания духа. В этой вражде, среди земных смятений, разруша ются истинные ценности творения духа че ловеческого. Не будем оглядываться назад, где столько плачевных примеров, когда лю дям приходилось писать памятные слова: «Разрушено человеческим неведением — вос становлено человеческою надеждою». Имен но ради згой надежды человечества на луч шее будущее, на истинный прогресс духа, не обходимо охранить истинные ценности»2. Пакт был одобрен в Комитете по делам музеев при Лиге наций и направлен на рас смотрение Международной комиссии ин теллектуального сотрудничества. В 1954 го ду Пакт Рериха подписывают Советский Со юз и многие государства. Рабиндранат Тагор писал Николаю Кон стантиновичу о великой международной ро ли Пакта: «Я зорко следил за вашими заме чательными достижениями в области искус ства и за вашею великою работою во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира сего знаменем для защиты всех культурных сокровищ будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Музейным комитетом Лиги на ций, и я глубоко чувствую, что он будет 'В . Б у л г а к о в . Встречи е художника ми. Л.. 1969. стр. 281. г Н. К. Р е р и х . Рига. 1935. стр. 59. иметь огромное последствие для культурно го взаимопонимания народов»1. На всех континентах единомышленники Н. Рериха и борцы за культуру объедини лись в 82 общества, носившие имя ху дожника. Подводя итоги деятельности за десять лет, Николай Константинович писал: «Вспо мним множество концертов и лекций. Не за будем ценных выставок, в которых сотруд ничали не только отдельные художники, но и Правительства многих стран. Не забудем очевидный рост школы нашей. Вспомним книги нашего Книгоиздательства, которые постепенно завоевывают широкое поле... Вспомним, сколько полезного, ободряющего и строительного мы все же смогли предло жить сочленам нашим. Не забудем, что чет верть миллиона посетителей пришло к дам за это время. Не пройдем вниманием тыся чи сочувствий, выраженных нашему Знаме ни Мира, которое уже развевается над не которыми Учреждениями. Вспомним новые издания, посвященные нашей Центрально- Азиатекой экспедиции... А если вы «том у же приложите сорок лет моей культурной ра боты и опыта, то, положа руку на сердце, мы можем сказать, что приложили все усилия служить тому, что поистлне необхо димо культуре человечества»2. В истории искусства мы не имеем анало гичного примера, чтобы один человек смог вызвать такое широкое движение за культу ру во всем мире. Оценивая подвиг русского художника, пи сатель Всеволод Никанорович Иванов пи шет: «И такой зов к строительству, зов из уст великого художника, то есть человека, творящего не «рассказо-м», а «показом», впервые раздается на -нашей планете. Еще не было такого подхода к изображению, во площению человеческой культуры. Среди пе редряг и устремлений к разрозненности в мире, среди угроз войны и непрестанных во оружений, среди договоров, которые созда ются лишь для того, чтобы выиграть время, а потом сказать «клочки бумаги», раздается голос Рериха, зовущий к миру. — К миру, не к тишине, не спокойствию, не ленивому прозябанию в своих отдельных норах. К миру, как к условию непрерывного творчества, к миру, как уважению к тому, что не всегда можно пощупать руками, что не всегда «материально», но что всегда зве нит и благовестит в нашей душе. Этот зов — никогда не забудем — поды мается из России, подымается русским ху дожником, подымается человеком, впитав шим в себя всю силу культуры России и претворяющим ее по-новому, дабы идти к просвещению мира»3. Чтобы понять идеал Рериха, нужно вы яснить, какой смысл вкладывал он в слово «культура». Дело в том, что вокруг этого термина идет много споров. И порою его употребляют в самых различных контек 1 В. П. К н я з е в а . Н. К. Рерих, стр. 94. . ? ,Н~ Л- Р е р и х . Держава Света. Изд. ALATAS- 1931, стр. 199—200. 3 В. Н. И в а н о в и Э. Г о л л е р б а х . Рерих, стр. 186.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2