Сибирские огни, 1974, №10
нььм членам свыше ста академий, ассоциа ций, лиг, федераций разных стран мира. Но говорить о жизни и деятельности Ни колая Константиновича Рериха — это зна чит говорить о культуре. Что бы он ни де лал: писал ли картины, книги, обращался ли к женщинам, молодежи — все было озарено светом Культуры. Вот почему мы никогда не смажем полностью нанять его художест венно-просветительскую деятельность, не изучив эстетические и этические взгляды Рериха. Рерих сформировался как художник и философ в России конца XIX — начала XX века. Это было время «.неслыханных пе ремен, невиданных мятежей», когда в пове стку дня стали большие общественные проб лемы. Рерих не мог оставаться безучастным к требованиям своего времени. Остро ощу щая кризис буржуазного общества, он заду мывается о судьбах русского народа. Одна ко, рассматривая ход истории с идеалисти ческих позиций, он был убежден, что одним повышением культурного уровня масс можно преобразовать жизнь на земле и победить невежество, пошлость, эксплуатацию, войны. «Там, где культура,— писал он,— там и мир. Там и подвиг, там правильное решение труд нейших социальны-х проблем... Пока куль тура лишь роскошь, лишь пирог празднич ный, она еще не перестроит жизнь. Культу ра должна войти в ближайший, каждоднев ный обиход как хижины, так и дворца»1. Убежденный в преобразующей силе куль туры, Рерих начинает общественно-просве тительскую деятельность в России. Перво очередной задачей он избирает защиту па мятников искусства как в мирное время, так и в годы войны. В 1903—1904 годах Николай Константи нович совершил путешествие по старинным русским городам. Всюду он любовался не повторимыми по црасоте памятниками, слу шал мудрые народные предания, сказания, песни. В этом путешествии Рерих открывал для себя богатое искусство русского народа, «его дива дивные, веками им взлелеянные». Но в царской России к культурному на следию относились пренебрежительно: мно гие памятники разрушались, перестраива лись для хозяйственных нужд. «По всей России идет тихий, мучительный попром все го, что было красиво, благородно, культур но. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, под линного» 2,— с горечью писал художник в те годы. В результате поездок Рерих делает ,в Об ществе архитекторов сообщение о по ложении исторических памятников в стране и предлагает создать специальную организацию для их охраны. Чтобы пробу дить интерес общественности к националь ному искусству, Рерих использует каждую возможность: организует .выставку «Памят ники русской старины», читает лекции по ис кусству, выступает в печати, основывает 1 Цит. по кн. Р. Р у д з и т и с . Культура. Рига, 1936, стр. 7. 2 В. П. К н я з е в а . Н. К. Рерих. Изд. Музей допетровского искусства и быта, спо собствует организации кружков старины и всюду неутомимо зовет всех «узнать и по любить Русь». «Учась у кампей упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния. Твержу в са мых различных изданиях, перед самою раз нообразною публикой» ■. В 1906 году Николай Константинович наз начается директором школы Общества по ощрения художеств в Петербурге. Кипучая педагогическая и воспитательская деятель ность развивается там под его руко водством. П. Ф. Беликов, анализируя педагогиче скую деятельность Рериха, пишет: «Терпе ние, последовательность, организаторский талант Рериха, его умение сотрудничать с людьми сделали школу Общества поощре ния художеств одним из самых крупных и демократических учебных заведений страны. Ее двери были широко открыты для всех желающих приобщиться к искусству. Рабо чая молодежь, ремесленники, студенты, мат росы, солдаты, приезжие крестьяне получали беспрепятственный доступ в школу»2. Когда началась первая мировая война, Николай Константинович разрабатывает проект договора по охране памятников ис кусства всего человечества. Он неутомимо ведет переговоры с верховным командава- нием русской армии, президентом Франции, послом США о необходимости обеспечить сохранность культурных памятников в воен ное время. Несмотря на проявленный мно гими государственными деятелями интерес к идеям Рериха, война помешала осуществ лению этого ценного проекта. В 20-е годы полем культурной деятельно сти художника стала Америка. В стране ка питала, среди, казалось бы, беспросветного мрака, в атмосфере наживы и карьеризма, русский художник при поддержке прогрес сивных сотрудников создает ряд культурных учреждений. В Нью-Йорке он организует «Институт объединенных искусств» и му зей. В Чикаго были учреждены общество ху дожников — «Сот Ardens» («Пылающее сердце»), международный культурный центр искусства «Corona Mimdi»" («Веней мира») и Всемирная лига культуры. В то время, когда империалистическая Америка не признавала молодую Советскую республику, художник много сделал, чтобы сказать американскому народу правду о Рос сии. Многочисленные выступления Николая Константиновича в печати, с лекциями о культуре и искусстве русского народа, вы ставки в 28 городах способствовали сбли жению и налаживанию мирных отношений между двумя великими странами. «У каждого из нас бывали случаи болеть душою о недостаточном знакомстве евро пейцев и американцев с русским творчест вом и русским народом вообще. Люди, враж дебные России, не переставали распростра нять самые неправдоподобные выдумки, же- 1 В. П. К н я з е в а . Н. К. Рерих, стр. 43. 2 П. Б е л и к о в . В. К н я з е в а . Рерих. Изд. «Мол. гв.», 1972, стр. 80.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2