Сибирские огни, 1974, №10

нььм членам свыше ста академий, ассоциа­ ций, лиг, федераций разных стран мира. Но говорить о жизни и деятельности Ни­ колая Константиновича Рериха — это зна­ чит говорить о культуре. Что бы он ни де­ лал: писал ли картины, книги, обращался ли к женщинам, молодежи — все было озарено светом Культуры. Вот почему мы никогда не смажем полностью нанять его художест­ венно-просветительскую деятельность, не изучив эстетические и этические взгляды Рериха. Рерих сформировался как художник и философ в России конца XIX — начала XX века. Это было время «.неслыханных пе­ ремен, невиданных мятежей», когда в пове­ стку дня стали большие общественные проб­ лемы. Рерих не мог оставаться безучастным к требованиям своего времени. Остро ощу­ щая кризис буржуазного общества, он заду­ мывается о судьбах русского народа. Одна­ ко, рассматривая ход истории с идеалисти­ ческих позиций, он был убежден, что одним повышением культурного уровня масс можно преобразовать жизнь на земле и победить невежество, пошлость, эксплуатацию, войны. «Там, где культура,— писал он,— там и мир. Там и подвиг, там правильное решение труд­ нейших социальны-х проблем... Пока куль­ тура лишь роскошь, лишь пирог празднич­ ный, она еще не перестроит жизнь. Культу­ ра должна войти в ближайший, каждоднев­ ный обиход как хижины, так и дворца»1. Убежденный в преобразующей силе куль­ туры, Рерих начинает общественно-просве­ тительскую деятельность в России. Перво­ очередной задачей он избирает защиту па­ мятников искусства как в мирное время, так и в годы войны. В 1903—1904 годах Николай Константи­ нович совершил путешествие по старинным русским городам. Всюду он любовался не­ повторимыми по црасоте памятниками, слу­ шал мудрые народные предания, сказания, песни. В этом путешествии Рерих открывал для себя богатое искусство русского народа, «его дива дивные, веками им взлелеянные». Но в царской России к культурному на­ следию относились пренебрежительно: мно­ гие памятники разрушались, перестраива­ лись для хозяйственных нужд. «По всей России идет тихий, мучительный попром все­ го, что было красиво, благородно, культур­ но. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, под­ линного» 2,— с горечью писал художник в те годы. В результате поездок Рерих делает ,в Об­ ществе архитекторов сообщение о по­ ложении исторических памятников в стране и предлагает создать специальную организацию для их охраны. Чтобы пробу­ дить интерес общественности к националь­ ному искусству, Рерих использует каждую возможность: организует .выставку «Памят­ ники русской старины», читает лекции по ис­ кусству, выступает в печати, основывает 1 Цит. по кн. Р. Р у д з и т и с . Культура. Рига, 1936, стр. 7. 2 В. П. К н я з е в а . Н. К. Рерих. Изд. Музей допетровского искусства и быта, спо­ собствует организации кружков старины и всюду неутомимо зовет всех «узнать и по­ любить Русь». «Учась у кампей упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния. Твержу в са­ мых различных изданиях, перед самою раз­ нообразною публикой» ■. В 1906 году Николай Константинович наз­ начается директором школы Общества по­ ощрения художеств в Петербурге. Кипучая педагогическая и воспитательская деятель­ ность развивается там под его руко­ водством. П. Ф. Беликов, анализируя педагогиче­ скую деятельность Рериха, пишет: «Терпе­ ние, последовательность, организаторский талант Рериха, его умение сотрудничать с людьми сделали школу Общества поощре­ ния художеств одним из самых крупных и демократических учебных заведений страны. Ее двери были широко открыты для всех желающих приобщиться к искусству. Рабо­ чая молодежь, ремесленники, студенты, мат­ росы, солдаты, приезжие крестьяне получали беспрепятственный доступ в школу»2. Когда началась первая мировая война, Николай Константинович разрабатывает проект договора по охране памятников ис­ кусства всего человечества. Он неутомимо ведет переговоры с верховным командава- нием русской армии, президентом Франции, послом США о необходимости обеспечить сохранность культурных памятников в воен­ ное время. Несмотря на проявленный мно­ гими государственными деятелями интерес к идеям Рериха, война помешала осуществ­ лению этого ценного проекта. В 20-е годы полем культурной деятельно­ сти художника стала Америка. В стране ка­ питала, среди, казалось бы, беспросветного мрака, в атмосфере наживы и карьеризма, русский художник при поддержке прогрес­ сивных сотрудников создает ряд культурных учреждений. В Нью-Йорке он организует «Институт объединенных искусств» и му­ зей. В Чикаго были учреждены общество ху­ дожников — «Сот Ardens» («Пылающее сердце»), международный культурный центр искусства «Corona Mimdi»" («Веней мира») и Всемирная лига культуры. В то время, когда империалистическая Америка не признавала молодую Советскую республику, художник много сделал, чтобы сказать американскому народу правду о Рос­ сии. Многочисленные выступления Николая Константиновича в печати, с лекциями о культуре и искусстве русского народа, вы­ ставки в 28 городах способствовали сбли­ жению и налаживанию мирных отношений между двумя великими странами. «У каждого из нас бывали случаи болеть душою о недостаточном знакомстве евро­ пейцев и американцев с русским творчест­ вом и русским народом вообще. Люди, враж­ дебные России, не переставали распростра­ нять самые неправдоподобные выдумки, же- 1 В. П. К н я з е в а . Н. К. Рерих, стр. 43. 2 П. Б е л и к о в . В. К н я з е в а . Рерих. Изд. «Мол. гв.», 1972, стр. 80.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2