Сибирские огни, 1974, №10

сила меня посмотреть камеру, в которой фа­ шисты умертвили Кольбе. Она привела ме­ ня к блоку № 11, где когда-то томились смертники и заседал освенцимский суд. За час он приговаривал к казни по двести и более человек. В ограде блока — печально знаменитая стена, возле нее было расстре­ ляно двадцать тысяч узников. У дверей блока пани Кристина показала мемориальную доску, посвященную Кольбе. Па ней понизу изображена вереница измож­ денных узников, а в центре скелетообразная фигура, сложив руки в молении, возносится к небу. Потом мы обошли блок. В подваль­ ном помещении пани Кристина задержала меня у двери, которая была вся в цветах. Живыми цветами был устелен и почти весь пол камеры: здесь ксендз принял смерть. После рабочего дня я решил побродить по городу Освенциму. Долго шел по петля­ ющей улочке с домами, утопающими в зе­ лени садов. Оглядывая огородики, удивлял­ ся силе земли и местного лета. Растет здесь все буйно: стебли бобов в рост человека, листья виктории — в ладонь; во ржи, если б поля были такие, как наши, заблудиться можно. Даже в городе, на крошечных уча­ стках, поляки сеют рожь, пшеницу, кукуру­ зу. Зашел на мост через Солу. Высокий, мо­ нолитный. На берегу толпа рыбаков. Пона­ блюдал за ними минут пятнадцать — ни одного счастливчика. За мостом старый го­ род: костел с высоченной колокольней, дво­ рец Пястов, построенный в тринадцатом ве­ ке, магазины. С моста оглянулся, чтобы еще раз посмотреть на груду старинных кре­ постных стен. Только сейчас на проеме шпи­ ля увидел знакомое: под красным, как зна­ мя, квадратом крупные буквы «О Кольбе». Когда я возвратился к музею, из старин­ ного Освенцима донесся перезвон церков­ ных колоколов. Я застыл на месте, слушая отдаленную, песнь металла. «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он...» Думалось мне в эту минуту о чело­ веке с необычным именем — Владислав Максимилиан Мария Кольбе. Этим именем польские костелы бередят раны, нанесен­ ные гитлеровскими палачами всему народу, сеют в душах прихожан ненависть к фа­ шизму. Березка на остывшей трубе Был знойный полдень, когда мы с сот­ рудницей Освенцимского музея Кристиной Капе добрались к памятнику, сооруженно­ му в центре бывшей чудовищной фабрики по уничтожению людей. Угрюмые серые мо­ нолиты тяжелыми саркофагами увенчали площадку, вымощенную мелкими гранитны­ ми квадратами — символы надгробий пав­ шим. Плиты с надписями бросаются в гла­ за. Вот и на русском одна. «Место мучений и смерти 4-х миллионов жертв, убитых гитлеровскими палачами 1940—1945». Такие же. надписи на польском, немец ком, английском, французском. Вереница посетителей рассредоточивается перед эти­ ми плитами. Лес подступает к самым ступенькам, ве­ дущим к величественному комплексу. Тот самый лес, который когда-то прятал от ми­ ра злодейские преступления фашистов. Д; •же небо осмотреть захотелось — како. оно, что хранит о прошлом?.. Птахи носи лись в прозрачной дымке. Кажется, ласточ ки... Стихи на память пришли: «Ржавые ел ки на старом кургане стоят. Это винтов ки когда-то погибших солдат. Ласточки кружат и тают за далью лесной. Это их ду­ ши тревожно летят надо мной». И мне хо­ телось приветливо им помахать. Пани Кристина Капе примолкла: нечего здесь объяснять, смотри, переживай, думай. Для большинства посетителей музея этот памятник — как бы завершающий этап знакомства с бывшим концлагерем. Ведь до него от центральных ворот почти два километра. И галопом это расстояние не одолеть. Каждый пятачок огромной тер­ ритории повествует о злодеянии гитлеров­ цев, об истинной изнанке фашистской иде­ ологии. Караульное помещение с вышкой над центральным въездом... Теперь головки рельсов поржавели, между шпалами на­ росла трава. А тогда железнодорожная ветка пропустила под вышку, в горловину караульного помещения, тысячи составов, переполненных людьми. Миллионам эта колея отмерила последние метры жизнен­ ного пути. Сегодня площадка каланги слу­ жит посетителям: отсюда весь бывший концлагерь на глазах. А вот и место выгрузки жертв, их пос­ ледняя станция. Здесь не было никаких построек. Чистый перрон. По сторонам — канавы, в которых на всякий случай таи­ лись эсэсовцы с автоматами, пулеметами и овчарками. А на перроне командовали врачи -— Менгеле, Тило, Вирте, Фишер, Клейн, Кениг... Они сортировали привезен­ ных людей: одних — на работу, других — в газовые камеры. И это делалось под му­ зыку. Пока шла приемка прибывшего сос­ тава, оркестр без передышки играл веселые арии. Подъездные пути делили территорию ла­ геря на две части — мужскую и женскую. Тех бараков, в которых томились мужчи­ ны, сегодня нет. От них остались только трубы. Бесчисленное множество торчит их на безлюдном поле. — На этом месте до войны была дерев­ ня. Называлась она Бжезинка. В переводе на русский — березка,— поясняла пани Кристина.— Гитлеровцы согнали крестьян. Когда советские войска освободили конц­ лагерь, те поляки, которые остались жи­ вы, вернулись на свои земли. Из фашист­ ских бараков они построили себе жилье... На территории женского лагеря большая часть бараков сохранилась. Кирпичные, деревянные. В них сегодня тихо, как на кладбище. От памятника пани Кристина повела дальше к развалинам газовой камеры, име

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2