Сибирские огни, 1974, №10
залпов броненосца «Шлезвиг-Гольштайн», 2 сентября, фашисты привезли сюда 250 по ляков, арестованных в Гданьске. Через пол месяца здесь томилось уже около 6 тысяч человек. 9 мая 1945 года по всему миру бы ло объявлено о конце второй мировой вой ны, а концлагерь Штуттгоф оставался еще в руках недобитых фашистов. Только на сле дующий день утром сюда вступил отряд со ветских бойцов под командованием лейте нанта Александра Егорова. В лагере погибло 85 тысяч узников. Пер выми жертвами были защитники Вестер- плятте, потом фашистские пули оборвали жизнь участников обороны Гданьской поч ты. И, наконец, Штуттгоф превратился в пункт по истреблению польской интеллиген ции Поморья. Именно этому лагерю пред стояло выполнить гитлеровское указание: «Целью немецкой политики на новых терри ториях райха должно быть создание немец кого населения, однородного в расовом отношении... Из этого следует, что все эле менты, не пригодные к германизации, долж ны быть безусловно удалены». Потом Штуттгоф стал местом заключения русских, евреев., голландцев, бельгийцев, французов, чехов, литовцев, латышей, дат чан, норвежцев, венгров, цыган. Их морили голодом, надсажали непосильным трудом, забивали палками, плетями, душили в га зовой камере. Когда камера -не справля лась, фашисты пригоняли специально сде ланные железнодорожные вагоны, выпол нявшие роль душегубок. Эти вагоны выгля дели как самые обычные, стояли на желез нодорожной ветке. Чтобы у жертв не воз никло опасений и они думали, что их дейст вительно куда-то повезут, эсэсовцы одева лись в форму железнодорожников и суети лись вокруг вагонов с красными флажками, как перед отправлением поезда. Обманутые люди заполняли вагоны, чтобы через не сколько минут превратиться в трупы. Смерти, смерти, смерти на каждом шагу. Казалось, весь лагерь — сплошной могиль ный холм, и кощунственно ступать по нему. Колокола звонят о Кольбе Религиозности поляков можно удивлять ся. Типичный пейзаж равнинной сельской местности — хутора -в «кружении садов, ого родов, далее отдельные деревца и переле ски сливаются в сплошную кромку, а над ней .в синеве — заостренные шпили с креста ми. Обилие костелов поражает. В Варшаве — почти пятьдесят, в Кракове — без малого сто. Невольно срывается с языка вопрос: «И все действуют?» Ну, конечно. В годы фашистской оккупации в Польше были уничтожены все очаги культуры — театры, библиотеки, вузы, школы. И почти вся интеллигенция. Большая часть костелов тоже была разрушена. Теперь страна, под нявшись из пепла, обрела гармоническую красоту: в ней достаточное количество учеб ных заведений, театров, библиотек. Восста новлено и хозяйство католической паствы. Выросли из руин старые костелы, добави лись кое-где новые, сооруженные не по про ектам старинной готики, а в стиле совре- ■менного модерна. Мужчин и женщин в черной сутане я встречал всюду. Одни торопились по своим делам, другие — с хозяйствеиными сумками —делали покупки, третьи —-важные персо ны — тащили толстые портфели. Седенький, согнутый в три погибели монах, встретив шийся в Вавельском кафедральном соборе, поразил своим хобби: одной рукой он доб росовестно молился, а другой выменивал у туристов, иностранные значки на краков ские. Неожиданный случай свел меня с мона хинями в вагонном купе скорого поезда Варшава — Катовицы. Одна из монахинь оказалась очень общительной, неплохо вла деющей русским языком. Глядя на нее, раз говорились и остальные. Спутницы наши ехали до Ченстохова на какие-то католические моления. Старшая монашка сказала, что мы, советские люди, им очень понравились и что они завтра обязательно помолятся за нас, чтобы нам в нашем путешествии сопутствовали сча стье и удача. На прощанье мы стали ода ривать монашек сувенирными значками. Они в долгу не остались: нашлись под су танами значки с изображением святой -де вы Марии. А одна подала мне цветную открытку, на которой был изображен уз ник, томящийся в тюремной камере. В по лосатой одежде и деревянных башмаках, он, обессиленный, опустился на пол, но го лову не склонил. На груди номер — 16670. Подпись — Владислав Максимилиан Мария Кольбе. Монашки рассказали историю этого че ловека. Как и многих служителей культа, ксендза Владислава Кольбе гитлеровцы бро сили в Освенцим. Вскоре отсюда бежала группа узников. Эсэсовцы выгнали на плац всех обитателей барака, построили и стали выводить каждого десятого, как заложника, для наказания. Кольбе в очередном десятке оказался девятым, выдернули соседа, у ко торого дома остались жена и много детей. Ксендз обратился к гитлеровцам с просьбой отпустить соседа в барак, а его взять в чис ло заложников. Фашистам было все равно. . Две недели заложников держали без еды и питья в освенцимской камере штрафного барака, который известен был среди узни ков как блок смертников. Когда открыли дверь, то все они были мертвы, только Кольбе сидел в углу и молился. Как объ яснили монашки, он вымолил у бога силы и поддержку. Однако эсэсовцы тут же сде лали ему укол фенола в сердечную мышцу. А тот, за которого ксендз пошел на голгофу, остался жив, сейчас в Варшаве ходит в ко стел молиться за своего спасителя. Даже фамилию его назвали — Гаевичек. Когда я, работая в архиве Освенцимско го музея, рассказал об этой истории науч ной сотруднице пани Кристине Капе, она подтвердила, что это не легенда, и пригла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2