Сибирские огни, 1974, №10
борьбы имеют на лице выражение гнева, злости или задумчивости. При метком выст реле смерть приходит так быстро, что чело век не дает себе в этом отчета. Когда звук дойдет до расстрелянного, то попадает на нереагирующий уже мозг. Самая страшная мука — это ждать смерти. Самые счастли вые те, которые умирают внезапно и неожи данно. Нам, однако, этого счастья не да но...» Те, кому удавалось пережить застенки ге стапо, попадали затем в Павьяк: так назы валась старинная польская тюрьма, которую фашисты расширили и превратили в комби нат убийства людей. Сегодня от этой кре пости сохраняется лишь столб и верхняя металлическая решетка брамы. Рядом ог ромное дерево. Его ствол увешан дощечка ми с траурными надписями, а вокруг — цветы. Так возникла символическая брат ская могила, фамилии распознанных увеко вечены на живом дереве-обелиске. А через квартал еще памятник. Он по ставлен жертвам Варшавского гетто. В свое время фашисты огородили большой район Варшавы стеной и стали сгонять сюда ев реев. Четыреста тысяч человек — такой был устроен здесь человеческий муравейник. По том гитлеровцы триста тысяч увезли в Треб- линку и уничтожили, остальных же... На Нюрнбергском процессе, выступая свидетелем, бывший командир отряда СС полковник Юрген Штроп дал такие показа ния: «... Я получил телеграмму от Гиммле ра, в которой он мне приказывал очистить Варшавское гетто и сравнять его с землей». Эсэсовцы имели пулеметы, танки, самоле ты. У обитателей гетто были только само дельные гранаты и оружие, переданное под польщиками Варшавы. Но не сдались они без боя. Двадцать дней шло неравное сра жение. Тот же Юрген Штроп доносил по го рячим следам событий: «...Евреи выходили из тех мест, в которых они скрывались, но часто оставались в го ревших зданиях и выпрыгивали из окон только тогда, когда жара становилась невы- „носимой. Тогда они пытались, несмотря на переломы костей, переползать по улице в те здания, которые еще не были охвачены огнем. Жизнь в канализационных трубах не была приятной. Мы не раз слышали громкие голоса в канализационных трубах... Мы стали бросать в отдушины слезоточи вые бомбы и таким образом выгнали евре ев из труб и захватили их. Бесчисленное ко личество евреев было ликвидировано в ка нализационных трубах и бункерах во время взрывов, и чем дольше продолжалось со противление, тем более жестокими станови лись люди из войск СС, полиции и воору женных сил, всегда образцово выполнявших свои обязанности». В руины превратили огромный район, ни одни дом в гетто не уцелел. Под грудами разрушенных зданий навсегда осталось око ло шестидесяти тысяч человек. Сегодня о той страшной трагедии напо минает лишь стена со скульптурным изо бражением, воздвигнутая на площади, где когда-то находился блиндаж командования еврейской боевой организации, да напротив него холм с тремя каштанами, символизи рующий могилу павших. Кругом — заново поднявшийся город с красивыми квартала ми. Они создают впечатление извечности польской столицы. Да, Варшава залечила свои раны. Нель зя этого сказать о варшавянах. Война опа лила почти каждого жителя столицы. До войны в столице было миллион триста ты сяч человек. С тридцать девятого по сорок пятый фашисты истребили здесь семьсот тысяч. Пани Тереза Рымша — мой гид и попе читель — не была ни в фашистских конц лагерях, ни на каторжных работах в Гер мании. Но война отняла у нее родителей, и ей, старшей в семье, пришлось растить ма лых сестер и братьев. Всех подняла на но ги, в люди вывела. И сама успешно окон чила школу, потом — Московский институт международных отношений. С Томашом Собаньским я встретился в редакции польского еженедельника «За сво боду и народ». Официальной сдержанности нам и на пять минут не хватило. Далее бе седа пошла так, словно мы всю жизнь зна ли друг друга. Безусым пареньком Томаш был брошен в Освенцим. И сегодня он но сит на руке клеймо этого ада — 13609. С помощью товарищей ему удалось бежать и скрыться от вездесущих гестаповцев. После войны стал журналистом, и вот уже не сколько лет — главный редактор ежене дельника. Редакция журнала ведет постоян ные поиски материалов, разоблачающих преступления гитлеровцев, открывающих но вые страницы мужественной борьбы под польщиков, интернациональных групп Со противления. Мне показали один из по следних номеров, на страницах которого был опубликован очерк о смелом поступке восемнадцатилетнего советского юноши из Курска Петра Пономаренко. Он погиб на виселице в Гросс-Розене и остался в памя ти узников навсегда. Главный редактор и сам часто выступает со статьями, раскрывающими истинную фи зиономию фашизма. Как добрую память о друге, я берегу теперь книгу с его автогра фом. Называется она — «Освенцимские по беги». Это документальные очерки о тех, кто, не страшась пыток и виселицы, пытался вырваться из гитлеровского ада. Автор вспоминает о том, как организовывались побеги отдельных узников и целых групп. Из книги я узнал о судьбе советского пар ня — Павла Стенькина, бывшего освенцим ского узника № 663. С помощью друзей-по- ляков он удачно бежал из лагеря смерти — Бжезинки, преодолел все преграды и опас ности, выбрался к своим и потом, как воин Советской Армии, закончил свой боевой путь в Берлине. Сейчас Павел Стенькин с женой и двумя дочерьми живет на Урале, в Перми. В отеле я познакомился с портье Евгени ем Адамяком. Когда он узнал, что я соби раюсь в Освенцим, стал подробно о нем рас сказывать. Как визитную карточку, показал на руке фашистскую отметину — № 136742. Потом мы с ним долго беседовали у меня в номере. Он принес документы, газетные вы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2