Сибирские огни, 1974, №10

рычаги ни включай, товар в осадок будет выпадать. Как там ни крути, а к концу ле­ та м и зимы часть сезонного товара все равно 'Останется. Разумеется, часть частя — рознь. Сейчас впервые в практике торговли созданы специальные оперативные группы и комиссии по выявлению осевших и труд­ нореализуемых товаров. Они и решают, что делать с такими изделиями. Тут и пе­ реоценка, и реклама, и переговоры с пос- редконторами, и конъюнктурные совеща­ ния, и выработка мер, направленных на повышение требовательности к поставщи­ кам, и более точное составление заказов промышленности. Знакомясь с работой таких спецгрупп и комиссий в Новосибирске, невольно прихо­ дишь к выводу: может быть, есть смысл превратить их в постоянно действующие совещательные органы при директорах тор­ гов, универмагов, объединений, начальни­ ках управлений, председателях правлений сельпо и райпотребсоюзов? Такие группы и комиссии должны своевременно выяв­ лять оседающий товар, брать его на замет­ ку и готовить на него проект новой цены. И сразу после окончания сезона все такие изделия переоценивать и устраивать широ­ кие распродажи.| Регулярно, два раза в год: в самом начале осени и в конце зимы. Развивая тему о признании за переоцен­ кой «права гражданства», выскажем и та­ кое соображение, касающееся частностей этого дела. Видимо, все суммы, отчисляе­ мые на уценку, целесообразно оставлять магазинам, а не централизовать, как сей­ час, в торгах и управлениях торговли. Это — средства данного магазина, они яв­ ляются отчислениями на коммерческий риск, на случай, вполне возможный в тор­ говле: просчет в заказе. Так пусть, кто просчитался, тот и растоваривается за счет своих же внутренних средств. Такая поста­ новка вопроса, как представляется, полно­ стью отвечает духу хозрасчета, повышает ответственность коллектива за результаты своей деятельности. Вполне возможно, что предприятию не хватит для переоценки се­ зонных товаров средств фонда. Пусть тог­ да на эти цели расходует часть прибыли. Что ж, раз не сумели в сезон оперативно, с огоньком поторговать — несите расходы. При такой организации дела мржно будет обходиться без авралов. До минимума сво­ дится возможность появления на складах и в подсобках товаров производства мно­ голетней давности. Чтобы яснее представить суть переоцен­ ки, давайте обратимся к самому механиз­ му ценообразования. Каков он есть и ка­ ким бы хотелось его видеть? В свое время, лет пятнадцать назад, у нас на промышленные товары действова­ ли только твердые, постоянные цены. Они, как правило, не зависели от времени пре­ бывания товаров в магазинах, на складах. Затем была введена практика переоценки. Но если внимательно проанализировать эту практику, ознакомиться с номенклату­ рой и внешними данными этих товаров, можно прийти к выводу: переоценка — это мера, которая, как правило, предпринима­ ется с опозданием. В этом мы с вами убе­ дились, путешествуя по подсобкам новоси­ бирских магазинов. Вместе с тем, как мы знаем, спрос на многие новые товары, сде­ ланные из современных материалов в со­ ответствии с требованиями моды, явно превышает предложение. По существующей практике цена утверж­ дается у нас на изделия вообще. К приме­ ру, в прейскуранте имеется цена на одно­ бортный костюм из ткани определенного артикула или на ботинки из кожи, изго­ товленные рантовым методом крепления. Все подобные изделия продаются по одной и той же цене. Но покупателей интересует не просто однобортный костюм из опреде­ ленной ткани, а его фасон, расцветка и т. д. Одним словом, спрос дифференцируется. В результате в рамках даже одного вида то­ варов одни изделия пользуются спросом, другие — оседают. Как же эти тенденции повлияли на прак­ тику установления цен? Местным органам предоставлено право устанавливать на новые ткани, обувь, ме­ бель, швейные и трикотажные изделия, оригинальные по оформлению, улучшенно-' го качества и ассортимента и соответствен­ но из-за этого пользующиеся повышенным спросом населения, -временные розничные цены, которые учитывали бы дополнитель­ ные затраты на освоение и расширение производства этих изделий и премирова­ ние работников предприятий, участвующих в их создании и выпуске. Итак, прежде была одна цена, а сейчас фактически действуют три розничные цены на основные промышленные товары: повы­ шенная — временная — на продукцию улучшенного качества и оригинального оформления; постоянная, средняя; пони­ женная —• на вещи устаревших фасонов и моделей (эти изделия продают по снижен­ ным ценам). Недавно введено и такое пра­ вило: снижение оптовых цен на отдельные, пользующиеся ограниченным спросом изде­ лия. Это делается по представлению орга­ нов торговли. Таким образом наказывают­ ся поставщики не пользующейся спросом продукции. Трехступенчатость цен вызвана самой жизнью, процессами, вполне закономерными и повторяющимися для каждого отдельно­ го вида товара В чем их смысл? Какая экономическая сила управляет ими? Более высокая временная розничная це­ на — это плата за моду. Новинка обходит­ ся производителю дороже, чем вещь, про­ изводство которой давно освоено. В этих условиях надбавка к постоянной цене идет на покрытие дополнительных расходов, связанных с освоением и выпуском новой продукции. Очень важно при этом правиль­ но определить предел цены. Она не должна отпугнуть покупателей. Потеря чувства ме­ ры может привести к затовариванию но­ винками. Цена может превратиться в ис­ кусственный тормоз на пути расширения производства нужного покупателям товара. Когда вещь начинают выпускать массо­ вым тиражом, она обходится дешевле. По­ является возможность и необходимость

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2