Сибирские огни, 1974, №10
рычаги ни включай, товар в осадок будет выпадать. Как там ни крути, а к концу ле та м и зимы часть сезонного товара все равно 'Останется. Разумеется, часть частя — рознь. Сейчас впервые в практике торговли созданы специальные оперативные группы и комиссии по выявлению осевших и труд нореализуемых товаров. Они и решают, что делать с такими изделиями. Тут и пе реоценка, и реклама, и переговоры с пос- редконторами, и конъюнктурные совеща ния, и выработка мер, направленных на повышение требовательности к поставщи кам, и более точное составление заказов промышленности. Знакомясь с работой таких спецгрупп и комиссий в Новосибирске, невольно прихо дишь к выводу: может быть, есть смысл превратить их в постоянно действующие совещательные органы при директорах тор гов, универмагов, объединений, начальни ках управлений, председателях правлений сельпо и райпотребсоюзов? Такие группы и комиссии должны своевременно выяв лять оседающий товар, брать его на замет ку и готовить на него проект новой цены. И сразу после окончания сезона все такие изделия переоценивать и устраивать широ кие распродажи.| Регулярно, два раза в год: в самом начале осени и в конце зимы. Развивая тему о признании за переоцен кой «права гражданства», выскажем и та кое соображение, касающееся частностей этого дела. Видимо, все суммы, отчисляе мые на уценку, целесообразно оставлять магазинам, а не централизовать, как сей час, в торгах и управлениях торговли. Это — средства данного магазина, они яв ляются отчислениями на коммерческий риск, на случай, вполне возможный в тор говле: просчет в заказе. Так пусть, кто просчитался, тот и растоваривается за счет своих же внутренних средств. Такая поста новка вопроса, как представляется, полно стью отвечает духу хозрасчета, повышает ответственность коллектива за результаты своей деятельности. Вполне возможно, что предприятию не хватит для переоценки се зонных товаров средств фонда. Пусть тог да на эти цели расходует часть прибыли. Что ж, раз не сумели в сезон оперативно, с огоньком поторговать — несите расходы. При такой организации дела мржно будет обходиться без авралов. До минимума сво дится возможность появления на складах и в подсобках товаров производства мно голетней давности. Чтобы яснее представить суть переоцен ки, давайте обратимся к самому механиз му ценообразования. Каков он есть и ка ким бы хотелось его видеть? В свое время, лет пятнадцать назад, у нас на промышленные товары действова ли только твердые, постоянные цены. Они, как правило, не зависели от времени пре бывания товаров в магазинах, на складах. Затем была введена практика переоценки. Но если внимательно проанализировать эту практику, ознакомиться с номенклату рой и внешними данными этих товаров, можно прийти к выводу: переоценка — это мера, которая, как правило, предпринима ется с опозданием. В этом мы с вами убе дились, путешествуя по подсобкам новоси бирских магазинов. Вместе с тем, как мы знаем, спрос на многие новые товары, сде ланные из современных материалов в со ответствии с требованиями моды, явно превышает предложение. По существующей практике цена утверж дается у нас на изделия вообще. К приме ру, в прейскуранте имеется цена на одно бортный костюм из ткани определенного артикула или на ботинки из кожи, изго товленные рантовым методом крепления. Все подобные изделия продаются по одной и той же цене. Но покупателей интересует не просто однобортный костюм из опреде ленной ткани, а его фасон, расцветка и т. д. Одним словом, спрос дифференцируется. В результате в рамках даже одного вида то варов одни изделия пользуются спросом, другие — оседают. Как же эти тенденции повлияли на прак тику установления цен? Местным органам предоставлено право устанавливать на новые ткани, обувь, ме бель, швейные и трикотажные изделия, оригинальные по оформлению, улучшенно-' го качества и ассортимента и соответствен но из-за этого пользующиеся повышенным спросом населения, -временные розничные цены, которые учитывали бы дополнитель ные затраты на освоение и расширение производства этих изделий и премирова ние работников предприятий, участвующих в их создании и выпуске. Итак, прежде была одна цена, а сейчас фактически действуют три розничные цены на основные промышленные товары: повы шенная — временная — на продукцию улучшенного качества и оригинального оформления; постоянная, средняя; пони женная —• на вещи устаревших фасонов и моделей (эти изделия продают по снижен ным ценам). Недавно введено и такое пра вило: снижение оптовых цен на отдельные, пользующиеся ограниченным спросом изде лия. Это делается по представлению орга нов торговли. Таким образом наказывают ся поставщики не пользующейся спросом продукции. Трехступенчатость цен вызвана самой жизнью, процессами, вполне закономерными и повторяющимися для каждого отдельно го вида товара В чем их смысл? Какая экономическая сила управляет ими? Более высокая временная розничная це на — это плата за моду. Новинка обходит ся производителю дороже, чем вещь, про изводство которой давно освоено. В этих условиях надбавка к постоянной цене идет на покрытие дополнительных расходов, связанных с освоением и выпуском новой продукции. Очень важно при этом правиль но определить предел цены. Она не должна отпугнуть покупателей. Потеря чувства ме ры может привести к затовариванию но винками. Цена может превратиться в ис кусственный тормоз на пути расширения производства нужного покупателям товара. Когда вещь начинают выпускать массо вым тиражом, она обходится дешевле. По является возможность и необходимость
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2