Сибирские огни, 1974, №10
ется, такой пункт следует внести во все го сударственные стандарты и технические ус ловия на товары народного потребления. Уравнение со многими неизвестными Коммерческий директор Новосибирского ЦУМа Т. Титова, выступая на совещании работников торговли Новосибирской обла сти, о котором упоминалось в самом на чале, рассказала об одной прелюбопытной истории. Начиная с января нынешнего го да, дневная выручка секции радиотоваров универмага вдруг скакнула с семи-девяти тысяч рублей до двадцати—двадцати двух тысяч. Ассортимент товаров, ® основном, ос тавался тот же, площадь секции не увели чивалась, никаких особых рекламных меро приятий не проводили. Ларчик открылся просто: продавцы стали замечать, что сре ди покупателей телевизоров много приез жих. Стали спрашивать: откуда? И почти все отвечали: с Алтая. Дело в том, что в конце 1973 года на Алтае расширилась зо на уверенного приема телепередач, в своих магазинах тотчас все телевизоры раскупи ли, вот и поехали в Новосибирск. Месяц спустя после Новосибирска я ока зался в Саранске. Там получилось по-ино му. Министерство торговли Мордовии заку пило на 1974 год более 300 цветных теле визоров. А мастерские по гарантийному об служиванию устанавливать их отказывают ся: заводы с ними договоры не заключили. И вот, когда в квартирах жителей Саран ска уже стали появляться дорогостоящие аппараты, начали заниматься тем, о чем должны были позаботиться загодя,— выяс нять: считать ли Саранск в числе городов, которые входят в зону уверенного приема цветных передач в 1974 году, или нет? О чем говорят такие просчеты? О том, что торгующие организации на местах лишь понаслышке знают о планах развития телевизионной сети. Разумеется, подобное случается не толь ко с телевизорами. Заведующая лаборато рией экономической информации и конъюн ктуры Новосибирского областного управ ления торговли А. Фурсова сетовала на то, что она и ее работники не знакомы с пер спективными планами развития таких смежных с торговлей отраслей, как бытовое я коммунальное обслуживание. А ведь и тут связь прямая. Скажем, открыла свое ателье индивидуального пошива трикотаж ная фирма «Сибирь» — и это сразу же ска залось на реализации трикотажных модель ных изделий. Расширение сети прачечных отражается на уровне продажи стираль ных машин и моющих средств, пунктов проката — па торговлепылесосами, поло терами, холодильниками, швейных мастер ских — на реализации готовой одежды, тканей, головных уборов. А вот развитие туризма, скажем, стимули рует торговлю товарами, необходимыми в дороге и на отдыхе. Один пример. Год на зад в Новосибирском ЦУМе мертвым гру зом осели палатки. Купят одну-две палат ки в неделю, не больше. Руководители уни вермага встретились прошлым летом с ра ботниками областного совета по туризму и экскурсиям, узнали, что планы у тех об ширные, число путешественников-новоси- бирцев заметно прибавляется. И решили разбить рядом с универмагом... палаточ ный лагерь. Красочные домики сразу же привлекли внимание энтузиастов турист ских троп. Сначала, правда, больше смот рели. В первый день продано было лишь три палатки. На второй день купили уже двенадцать. Короче, за три дня выставки- продажи было реализовано столько же, сколько обычно продавали за квартал. И еще что примечательно: в эти дни заметно оживилась торговля сопутствующими из делиями— рюкзаками, матрацами, спаль ными мешками, удобной в походе посудой. Вот он, покупатель, который ищет товар, и товар, который не мог показать себя, не «кричал» о себе, прозябал в тесных зако улках торгового зала. Не будем ломиться в открытые двери. И так ясно: потребительские комплексы товаров, удовлетворяющих круг однород ных потребностей (например, «Гардероб женщины», «Все для домашнего хозяйст ва», «Все для отдыха», «Дорога»), скла дываются под влиянием целого ряда фак торов. Вот почему так важно увязывать планы товарооборота, его структуру с планами развития отдельных отраслей про мышленности, службы быта, с достижения ми в социальной и культурной сферах. Когда обо всех этих проблемах зашла речь в плановой комиссии при Новосибир ском облисполкоме, там высказали такую мысль: может быть, есть смысл создать в области координационный центр? Он, рас полагая сведениями о перспективах в раз витии различных отраслей, поддерживая те сную связь со службами изучения спроса в торговле, мог бы своевременно информиро вать соответствующие организации об ос- |Но:вных тенденциях и структурных измене ниях в спросе населения на товары и ус луги. Такие сведения для розницы и опта явились бы хорошим подспорьем при сос тавлении заказов и заключении договоров на ярмарках. То обстоятельство, что в Но восибирске имеются высококвалифициро ванные специалисты, работающие в науч но-исследовательских институтах Академго родка, дает возможность превратить такой центр в показательный для всей страны. Потери? Нет, издержки И снова возвращаемся на круги своя: к новосибирскому пятипроцентному товарно му «осадку». Из чего он состоит, мы, в об щем и целом, узнали. Почему он образу ется — тоже, в основном, разобрались. Го ворили о мерах, которые, как нам пред ставляется, следовало бы предпринять. А ведь все равно, что ни делай, какие приказы ни пиши, какие экономические
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2