Сибирские огни, 1974, №10

ется, такой пункт следует внести во все го­ сударственные стандарты и технические ус­ ловия на товары народного потребления. Уравнение со многими неизвестными Коммерческий директор Новосибирского ЦУМа Т. Титова, выступая на совещании работников торговли Новосибирской обла­ сти, о котором упоминалось в самом на­ чале, рассказала об одной прелюбопытной истории. Начиная с января нынешнего го­ да, дневная выручка секции радиотоваров универмага вдруг скакнула с семи-девяти тысяч рублей до двадцати—двадцати двух тысяч. Ассортимент товаров, ® основном, ос­ тавался тот же, площадь секции не увели­ чивалась, никаких особых рекламных меро­ приятий не проводили. Ларчик открылся просто: продавцы стали замечать, что сре­ ди покупателей телевизоров много приез­ жих. Стали спрашивать: откуда? И почти все отвечали: с Алтая. Дело в том, что в конце 1973 года на Алтае расширилась зо­ на уверенного приема телепередач, в своих магазинах тотчас все телевизоры раскупи­ ли, вот и поехали в Новосибирск. Месяц спустя после Новосибирска я ока­ зался в Саранске. Там получилось по-ино­ му. Министерство торговли Мордовии заку­ пило на 1974 год более 300 цветных теле­ визоров. А мастерские по гарантийному об­ служиванию устанавливать их отказывают­ ся: заводы с ними договоры не заключили. И вот, когда в квартирах жителей Саран­ ска уже стали появляться дорогостоящие аппараты, начали заниматься тем, о чем должны были позаботиться загодя,— выяс­ нять: считать ли Саранск в числе городов, которые входят в зону уверенного приема цветных передач в 1974 году, или нет? О чем говорят такие просчеты? О том, что торгующие организации на местах лишь понаслышке знают о планах развития телевизионной сети. Разумеется, подобное случается не толь­ ко с телевизорами. Заведующая лаборато­ рией экономической информации и конъюн­ ктуры Новосибирского областного управ­ ления торговли А. Фурсова сетовала на то, что она и ее работники не знакомы с пер­ спективными планами развития таких смежных с торговлей отраслей, как бытовое я коммунальное обслуживание. А ведь и тут связь прямая. Скажем, открыла свое ателье индивидуального пошива трикотаж­ ная фирма «Сибирь» — и это сразу же ска­ залось на реализации трикотажных модель­ ных изделий. Расширение сети прачечных отражается на уровне продажи стираль­ ных машин и моющих средств, пунктов проката — па торговлепылесосами, поло­ терами, холодильниками, швейных мастер­ ских — на реализации готовой одежды, тканей, головных уборов. А вот развитие туризма, скажем, стимули­ рует торговлю товарами, необходимыми в дороге и на отдыхе. Один пример. Год на­ зад в Новосибирском ЦУМе мертвым гру­ зом осели палатки. Купят одну-две палат­ ки в неделю, не больше. Руководители уни­ вермага встретились прошлым летом с ра­ ботниками областного совета по туризму и экскурсиям, узнали, что планы у тех об­ ширные, число путешественников-новоси- бирцев заметно прибавляется. И решили разбить рядом с универмагом... палаточ­ ный лагерь. Красочные домики сразу же привлекли внимание энтузиастов турист­ ских троп. Сначала, правда, больше смот­ рели. В первый день продано было лишь три палатки. На второй день купили уже двенадцать. Короче, за три дня выставки- продажи было реализовано столько же, сколько обычно продавали за квартал. И еще что примечательно: в эти дни заметно оживилась торговля сопутствующими из­ делиями— рюкзаками, матрацами, спаль­ ными мешками, удобной в походе посудой. Вот он, покупатель, который ищет товар, и товар, который не мог показать себя, не «кричал» о себе, прозябал в тесных зако­ улках торгового зала. Не будем ломиться в открытые двери. И так ясно: потребительские комплексы товаров, удовлетворяющих круг однород­ ных потребностей (например, «Гардероб женщины», «Все для домашнего хозяйст­ ва», «Все для отдыха», «Дорога»), скла­ дываются под влиянием целого ряда фак­ торов. Вот почему так важно увязывать планы товарооборота, его структуру с планами развития отдельных отраслей про­ мышленности, службы быта, с достижения­ ми в социальной и культурной сферах. Когда обо всех этих проблемах зашла речь в плановой комиссии при Новосибир­ ском облисполкоме, там высказали такую мысль: может быть, есть смысл создать в области координационный центр? Он, рас­ полагая сведениями о перспективах в раз­ витии различных отраслей, поддерживая те­ сную связь со службами изучения спроса в торговле, мог бы своевременно информиро­ вать соответствующие организации об ос- |Но:вных тенденциях и структурных измене­ ниях в спросе населения на товары и ус­ луги. Такие сведения для розницы и опта явились бы хорошим подспорьем при сос­ тавлении заказов и заключении договоров на ярмарках. То обстоятельство, что в Но­ восибирске имеются высококвалифициро­ ванные специалисты, работающие в науч­ но-исследовательских институтах Академго­ родка, дает возможность превратить такой центр в показательный для всей страны. Потери? Нет, издержки И снова возвращаемся на круги своя: к новосибирскому пятипроцентному товарно­ му «осадку». Из чего он состоит, мы, в об­ щем и целом, узнали. Почему он образу­ ется — тоже, в основном, разобрались. Го­ ворили о мерах, которые, как нам пред­ ставляется, следовало бы предпринять. А ведь все равно, что ни делай, какие приказы ни пиши, какие экономические

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2