Сибирские огни, 1974, №10

пая «Радиотехника». Это первое в промыш­ ленности подобного рода подразделение. В его функции входит проведение мероприя­ тий, способствующих реализации бытовой радиоаппаратуры, участие в оптовых ярмар­ ках и в кампаниях по заключению договоров с торгующими организациями, решение опе­ ративных вопросов, возникающих между ни­ ми и предприятиями, по отбору и освоению выпуска новинок. В актив «Радиотехники» можно отнести введение такой новой формы торговли, как продажа в рассрочку телевизоров и радио­ приемников в обмен на старые аппараты. Эта форма была поддержана целой серией рекламных акций: объявления в газетах, журналах, выступления работников радио­ промышленности по радио и телевидению. Было издано большое количество проспек­ тов, листовок, плакатов, рассказывающих о новых потребительских качествах изделий последних моделей, объясняющих и про­ цедуру новой формы продажи, и ее выгоду для населения. Новым инструментом рекламно-коммерче­ ской службы промышленности стали и фир­ менные магазины. Они уже открыты мини­ стерствами рыбного хозяйства, радио- и хи­ мической промышленности. В фирменных магазинах и следует продавать небольшие пробные партии нозинок. При этом очень важно организовывать действенное реклам­ ное сопровождение. Такие магазины — «лаборатории спроса» — должны стать глазами и ушами про­ мышленности. # Ярмарка — механизм коммерческий Несколько раз упоминались оптовые яр­ марки. Они приобретают все большее зна­ чение в экономике, становятся действен­ ным рыночным механизмом. Достаточно сказать, что в прошлом году оборот только четырех межреспубликанских ярмарок по продаже товаров культурно-бытового наз­ начения, хозяйственного обихода, галанте­ рейных, парфюмерно-косметических, юве­ лирных достиг почти 18 миллиардов руб­ лей. В чем суть ярмарки? В значительной степени в том, что на ней заключаются сделки на поставку партий аналогичных выставленным образцам товаров. Именно на усиление эффективности применения этого принципа и направлено решение о пе­ реносе всех межреспубликанских торгов с осени на весну — лето. У промышленности появилось время, реальная возможность до начала нового года отреагировать на ре­ зультаты ярмарок, привести свои планы в соответствие с договорными обязательства­ ми, учесть заявки торгующих организаций. Однако экзамен на коммерческую зрелость выдержали далеко не все предприятия. Отступления от запланированных ассор­ тиментных позиций допустило известное всей стране ленинградское производственное объединение «Электросила». Оно должно было начать поставки кухонных комбайнов, электрочайников, электрокипятильников. Своих обязательств электросиловцы не сдержали. И таких примеров можно при­ вести множество, в том числе и по пред­ приятиям Сибири. Нередки случаи, когда заводы выставля­ ют образцы новинок, которые вообще не со­ бираются выпускать в новом году или вы­ работают в мизерных количествах. Так, в прошлом году на ярмарке культтоваров Петродворцовый завод из запланирован­ ных трех миллионов часов (изделий, поль­ зующихся повышенным спросом) продал лишь 125 тысяч. Та же картина и с фарфо­ ро-фаянсовой посудой: эти вещи были привезены, по существу, для украшения стендов. Вообще-то «игра в образцы» — весьма распространенный род недуга среди мно­ гих поставщиков. Приехал в прошлом году в Москву на ярмарку хозтоваров директор Львовского завода «Реактив» А. Береза. Посмотрел, как идут дела у заводского стенда, где выставлены образцы продук­ ции львовских химиков, дал «ценные указа­ ния», заглянул к соседям, а вот заключать договоры отказался: «Не готовы мы. Мно­ гое еще неясно и с количеством, и с ассор­ тиментом. Будем оформлять документы ближе к осени». Весьма живучая, имеющая довольно ши­ рокое распространение позиция: ярмарки- де проводятся для того, чтобы, как гово­ рится, себя показать и людей посмотреть. Ну, что-то вроде выставки. И представлять на ней можно не только реальные образцы, но и экспонаты, так сказать, перспективные, творческие задумки. Выглядит все это вну­ шительно, созвучно времени, оставляет хо­ рошее впечатление у вышестоящего началь­ ства. Что же касается деловой части — за ­ ключения договоров на поставку конкретных изделий — это можно осуществить потом, с каждым оптовым покупателем в отдельно­ сти. К концу года, да еще с глазу на глаз, он куда сговорчивее: возьмет все, что пред­ ложат. Есть и другая разновидность отношения к ярмарочной работе. На ярмарке хозтова­ ров объединение «Армэлектросвет» подписа­ ло спецификации с рядом оптовых баз «а поставку в 1973 году домашних светильни­ ков. В соответствии с представленными об­ разцами все было точно расписано: сколько, каких и в какие сроки. Когда же изделия стали поступать адресатам, то оказалось, что они совсем не те, что были выставлены на стендах в Москве. Многие областныа базы хозяйственных товаров вернули све­ тильники обратно. Надо сказать: работники опта давно нас­ таивают на том, чтобы базам, а также крупным магазинам, находящимся в пря­ мых связях с промышленностью, предприя­ тия высылали дубликаты образцов всех за ­ купленных на ярмарках товаров и за от­ клонение от этого эталона несли бы ответ­ ственность. Кстати, такое правило зафик­ сировано в недавно утвержденном ГОСТе на изделия легкой промышленности. Дума

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2