Сибирские огни, 1974, №10
пая «Радиотехника». Это первое в промыш ленности подобного рода подразделение. В его функции входит проведение мероприя тий, способствующих реализации бытовой радиоаппаратуры, участие в оптовых ярмар ках и в кампаниях по заключению договоров с торгующими организациями, решение опе ративных вопросов, возникающих между ни ми и предприятиями, по отбору и освоению выпуска новинок. В актив «Радиотехники» можно отнести введение такой новой формы торговли, как продажа в рассрочку телевизоров и радио приемников в обмен на старые аппараты. Эта форма была поддержана целой серией рекламных акций: объявления в газетах, журналах, выступления работников радио промышленности по радио и телевидению. Было издано большое количество проспек тов, листовок, плакатов, рассказывающих о новых потребительских качествах изделий последних моделей, объясняющих и про цедуру новой формы продажи, и ее выгоду для населения. Новым инструментом рекламно-коммерче ской службы промышленности стали и фир менные магазины. Они уже открыты мини стерствами рыбного хозяйства, радио- и хи мической промышленности. В фирменных магазинах и следует продавать небольшие пробные партии нозинок. При этом очень важно организовывать действенное реклам ное сопровождение. Такие магазины — «лаборатории спроса» — должны стать глазами и ушами про мышленности. # Ярмарка — механизм коммерческий Несколько раз упоминались оптовые яр марки. Они приобретают все большее зна чение в экономике, становятся действен ным рыночным механизмом. Достаточно сказать, что в прошлом году оборот только четырех межреспубликанских ярмарок по продаже товаров культурно-бытового наз начения, хозяйственного обихода, галанте рейных, парфюмерно-косметических, юве лирных достиг почти 18 миллиардов руб лей. В чем суть ярмарки? В значительной степени в том, что на ней заключаются сделки на поставку партий аналогичных выставленным образцам товаров. Именно на усиление эффективности применения этого принципа и направлено решение о пе реносе всех межреспубликанских торгов с осени на весну — лето. У промышленности появилось время, реальная возможность до начала нового года отреагировать на ре зультаты ярмарок, привести свои планы в соответствие с договорными обязательства ми, учесть заявки торгующих организаций. Однако экзамен на коммерческую зрелость выдержали далеко не все предприятия. Отступления от запланированных ассор тиментных позиций допустило известное всей стране ленинградское производственное объединение «Электросила». Оно должно было начать поставки кухонных комбайнов, электрочайников, электрокипятильников. Своих обязательств электросиловцы не сдержали. И таких примеров можно при вести множество, в том числе и по пред приятиям Сибири. Нередки случаи, когда заводы выставля ют образцы новинок, которые вообще не со бираются выпускать в новом году или вы работают в мизерных количествах. Так, в прошлом году на ярмарке культтоваров Петродворцовый завод из запланирован ных трех миллионов часов (изделий, поль зующихся повышенным спросом) продал лишь 125 тысяч. Та же картина и с фарфо ро-фаянсовой посудой: эти вещи были привезены, по существу, для украшения стендов. Вообще-то «игра в образцы» — весьма распространенный род недуга среди мно гих поставщиков. Приехал в прошлом году в Москву на ярмарку хозтоваров директор Львовского завода «Реактив» А. Береза. Посмотрел, как идут дела у заводского стенда, где выставлены образцы продук ции львовских химиков, дал «ценные указа ния», заглянул к соседям, а вот заключать договоры отказался: «Не готовы мы. Мно гое еще неясно и с количеством, и с ассор тиментом. Будем оформлять документы ближе к осени». Весьма живучая, имеющая довольно ши рокое распространение позиция: ярмарки- де проводятся для того, чтобы, как гово рится, себя показать и людей посмотреть. Ну, что-то вроде выставки. И представлять на ней можно не только реальные образцы, но и экспонаты, так сказать, перспективные, творческие задумки. Выглядит все это вну шительно, созвучно времени, оставляет хо рошее впечатление у вышестоящего началь ства. Что же касается деловой части — за ключения договоров на поставку конкретных изделий — это можно осуществить потом, с каждым оптовым покупателем в отдельно сти. К концу года, да еще с глазу на глаз, он куда сговорчивее: возьмет все, что пред ложат. Есть и другая разновидность отношения к ярмарочной работе. На ярмарке хозтова ров объединение «Армэлектросвет» подписа ло спецификации с рядом оптовых баз «а поставку в 1973 году домашних светильни ков. В соответствии с представленными об разцами все было точно расписано: сколько, каких и в какие сроки. Когда же изделия стали поступать адресатам, то оказалось, что они совсем не те, что были выставлены на стендах в Москве. Многие областныа базы хозяйственных товаров вернули све тильники обратно. Надо сказать: работники опта давно нас таивают на том, чтобы базам, а также крупным магазинам, находящимся в пря мых связях с промышленностью, предприя тия высылали дубликаты образцов всех за купленных на ярмарках товаров и за от клонение от этого эталона несли бы ответ ственность. Кстати, такое правило зафик сировано в недавно утвержденном ГОСТе на изделия легкой промышленности. Дума
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2