Сибирские огни, 1974, №10
изделий должны заниматься научно-иссле довательские институты и конструкторские бюро. Все это уже дало определенные ре зультаты. Но хорошее по идее дело не до ведено до логической завершенности. Не редко на практике этот «механизм» не сра батывает, не дает желаемого результата. И все дело в том, что при формировании ас сортимента зачастую идут от возможностей и интересов производства, а не потребите лей. А ведь товар становится товаром лишь в сфере потребления. Другими словами, оещь, которая не пользуется спросом,— не товар. Это, по сути дела, имитация продук ции, которая для государства оборачивает ся уроном — и материальным, и моральным. Моральным, ибо вещь — это не только сы рье и материалы, это — труд целых коллек тивов. И когда плоды их усилий не прино сят людям радости, остаются пещами ради вещей, ослабевает воздействие моральных стимулов труда. Промышленность сама должна идти впе реди спроса, формировать его. Ее рабочие, техники, инженеры, конструкторы, техноло ги, дизайнеры, модельеры, работая в русле современных направлений, веяний моды, опираясь на последние достижения науки и техники, обязаны вовремя улавливать ос новные намечающиеся тенденции в потреби тельских требованиях и воплощать их в кон кретные изделия. Вот тогда мы не будем каждый раз пускаться вдогонку за инозем ными новинками, не будем сетовать на ка призы быстротечной моды, не будем упре кать в чрезмерной разборчивости нашего по купателя. Недаром в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР работни кам промышленности предложено осуществ лять изучение спроса на товары народного потребления, которые они выпускают, коор динируя эту работу со всеми торгующими организациями. Заметьте, «координируя эту работу с тор гующими организациями», а не дублируя их. Таким образом, речь идет об особой роли в этом деле промышленности, -о специфиче ском подходе к изучению потребительских предпочтений. В печати, в устных выступлениях сейчас стало общим местом — сетовать на много ступенчатость системы утверждения новых образцов и цен на них. Правильно, излишне усложнена эта процедура. Она просто про тивопоказана современным темпам жизни. Но будем самокритичны: ведь нередко сего дня представляют на утверждение образец, который, еще не получив права на вопло щение в серию, уже как бы морально устарел. Вспоминается разговор в ассортиментной лаборатории Новосибирского кожевенно- обувного комбината полгода назад. Позна комившись с экспозицией, я не нашел ни од ной пары женских туфель на утолщенной подошве. Оказалось, «крик» моды — «платформы» -еще не дошел сюда. Видимо, новосибирские обувщики думают, что мода подождет, пока они раскачаются. К вопросу о рекламе Разумеется, для того, чтобы изучать по требительские предпочтения, апробировать новинки «на покупателе», влиять на форми рование опроса, промышленности нужны свои инструменты. Все более важную роль начинают играть службы изучения конъюнк туры рынка и рекламы. Одна из таких служб вот уже третий год успешно действу ет на Бердском радиозаводе. Она занимается изучением спроса, поку пательских предпочтений и рекламой нови нок. Опорным пунктом для этого и других новосибирских предприятий, выпускающих бытовую радиоаппаратуру, стал новосибир ский магазин «Орбита». Там проводятся вы ставки-продажи с демонстрацией перспек тивных моделей. Среди покупателей распро страняются анкеты, работники предприятий регулярно посещают «свой» магазин. Отсю да и результаты: новинки Бердского заво д а— электрофон «Вега-101-стерео» и валио- ла «Вега-312-стерео»— пользуются особенно повышенным спросом. Прямо скажем, не из-за платонической любви к рекламе и изучению спроса пошли руководители радиозавода в Бердске на та кой шаг, как создание целой службы. Об стоятельства заставили: в свое время на складах завода начала скапливаться гото вая продукция. Тут вполне резонен вопрос: а разве тор говля не должна заниматься рекламой? Ведь даже есть такой афоризм: «Реклама — двигатель торговли». Дело в том, что работникам торговли, как показывает практика, с руки рекламировать различные мероприятия: выставки-продажи, расширенные распродажи но сниженным ие нам, базары, дополнительные услуги, оказы ваемые покупателям. Разумеется, продавец должен вручить вам листовку или проспект о новинке. Но опять же печатная рекламная продукция в магазин приходит вместе с пар тией изделий от поставщика. И еще один урок извлекли в Бердске. Нельзя полагаться на гипнотическую силу новинки. Не то время. Не тот покупатель. Прежде, чем выпускать «первенца» в тор говлю, надо подготовить рынок с помощью умной, доходчивой рекламы. Ох, как вредно, Когда рекламу рассматри вают как пожарную команду и обращаются к ее услугам лишь тогда, когда товар мерт вым грузом оседает на складах и в подсоб ках магазинов. Реклама должна предуве домлять появление новинки в торговле, под готавливать покупателя к свиданию с ней. Интересно и обстоятельно рассказывая о то варе, социалистическая реклама в то же вре мя воспитывает в человеке разумные по требности, учит его рационально строить свой бюджет. Справедливости ради надо сказать, что успех новой службы Бердского радиозавода в значительной степени объясняется тем, что она является звеном общеотраслевой систе мы. Четвертый год успешно действует Цент ральная коммерческо-рекламная организа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2