Сибирские огни, 1974, №10

изделий должны заниматься научно-иссле­ довательские институты и конструкторские бюро. Все это уже дало определенные ре­ зультаты. Но хорошее по идее дело не до­ ведено до логической завершенности. Не­ редко на практике этот «механизм» не сра­ батывает, не дает желаемого результата. И все дело в том, что при формировании ас­ сортимента зачастую идут от возможностей и интересов производства, а не потребите­ лей. А ведь товар становится товаром лишь в сфере потребления. Другими словами, оещь, которая не пользуется спросом,— не товар. Это, по сути дела, имитация продук­ ции, которая для государства оборачивает­ ся уроном — и материальным, и моральным. Моральным, ибо вещь — это не только сы­ рье и материалы, это — труд целых коллек­ тивов. И когда плоды их усилий не прино­ сят людям радости, остаются пещами ради вещей, ослабевает воздействие моральных стимулов труда. Промышленность сама должна идти впе­ реди спроса, формировать его. Ее рабочие, техники, инженеры, конструкторы, техноло­ ги, дизайнеры, модельеры, работая в русле современных направлений, веяний моды, опираясь на последние достижения науки и техники, обязаны вовремя улавливать ос­ новные намечающиеся тенденции в потреби­ тельских требованиях и воплощать их в кон­ кретные изделия. Вот тогда мы не будем каждый раз пускаться вдогонку за инозем­ ными новинками, не будем сетовать на ка­ призы быстротечной моды, не будем упре­ кать в чрезмерной разборчивости нашего по­ купателя. Недаром в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР работни­ кам промышленности предложено осуществ­ лять изучение спроса на товары народного потребления, которые они выпускают, коор­ динируя эту работу со всеми торгующими организациями. Заметьте, «координируя эту работу с тор­ гующими организациями», а не дублируя их. Таким образом, речь идет об особой роли в этом деле промышленности, -о специфиче­ ском подходе к изучению потребительских предпочтений. В печати, в устных выступлениях сейчас стало общим местом — сетовать на много­ ступенчатость системы утверждения новых образцов и цен на них. Правильно, излишне усложнена эта процедура. Она просто про­ тивопоказана современным темпам жизни. Но будем самокритичны: ведь нередко сего­ дня представляют на утверждение образец, который, еще не получив права на вопло­ щение в серию, уже как бы морально устарел. Вспоминается разговор в ассортиментной лаборатории Новосибирского кожевенно- обувного комбината полгода назад. Позна­ комившись с экспозицией, я не нашел ни од­ ной пары женских туфель на утолщенной подошве. Оказалось, «крик» моды — «платформы» -еще не дошел сюда. Видимо, новосибирские обувщики думают, что мода подождет, пока они раскачаются. К вопросу о рекламе Разумеется, для того, чтобы изучать по­ требительские предпочтения, апробировать новинки «на покупателе», влиять на форми­ рование опроса, промышленности нужны свои инструменты. Все более важную роль начинают играть службы изучения конъюнк­ туры рынка и рекламы. Одна из таких служб вот уже третий год успешно действу­ ет на Бердском радиозаводе. Она занимается изучением спроса, поку­ пательских предпочтений и рекламой нови­ нок. Опорным пунктом для этого и других новосибирских предприятий, выпускающих бытовую радиоаппаратуру, стал новосибир­ ский магазин «Орбита». Там проводятся вы­ ставки-продажи с демонстрацией перспек­ тивных моделей. Среди покупателей распро­ страняются анкеты, работники предприятий регулярно посещают «свой» магазин. Отсю­ да и результаты: новинки Бердского заво­ д а— электрофон «Вега-101-стерео» и валио- ла «Вега-312-стерео»— пользуются особенно повышенным спросом. Прямо скажем, не из-за платонической любви к рекламе и изучению спроса пошли руководители радиозавода в Бердске на та­ кой шаг, как создание целой службы. Об­ стоятельства заставили: в свое время на складах завода начала скапливаться гото­ вая продукция. Тут вполне резонен вопрос: а разве тор­ говля не должна заниматься рекламой? Ведь даже есть такой афоризм: «Реклама — двигатель торговли». Дело в том, что работникам торговли, как показывает практика, с руки рекламировать различные мероприятия: выставки-продажи, расширенные распродажи но сниженным ие­ нам, базары, дополнительные услуги, оказы­ ваемые покупателям. Разумеется, продавец должен вручить вам листовку или проспект о новинке. Но опять же печатная рекламная продукция в магазин приходит вместе с пар­ тией изделий от поставщика. И еще один урок извлекли в Бердске. Нельзя полагаться на гипнотическую силу новинки. Не то время. Не тот покупатель. Прежде, чем выпускать «первенца» в тор­ говлю, надо подготовить рынок с помощью умной, доходчивой рекламы. Ох, как вредно, Когда рекламу рассматри­ вают как пожарную команду и обращаются к ее услугам лишь тогда, когда товар мерт­ вым грузом оседает на складах и в подсоб­ ках магазинов. Реклама должна предуве­ домлять появление новинки в торговле, под­ готавливать покупателя к свиданию с ней. Интересно и обстоятельно рассказывая о то­ варе, социалистическая реклама в то же вре­ мя воспитывает в человеке разумные по­ требности, учит его рационально строить свой бюджет. Справедливости ради надо сказать, что успех новой службы Бердского радиозавода в значительной степени объясняется тем, что она является звеном общеотраслевой систе­ мы. Четвертый год успешно действует Цент­ ральная коммерческо-рекламная организа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2