Сибирские огни, 1974, №10

станет модной обувь на «платформе»? Или что грядет десятилетие молодежной моды на нарочито грубые джинсовые брюки и куртки? А как можно было определить бу­ дущий спрос на женские сапоги-чулки, если их не было 5—6 лет назад не только в продаже, но и на страницах модных журналов? Вот тут мы и подходим к следующей сту­ пени в изучении спроса. К более широкому толкованию этой проблемы. Изучая спрос, его надо формировать. Активно, целена­ правленно влиять на потребительские пред­ почтения, направлять вкусы и стремления людей в русло разумных потребностей. Бывает так: о чем-то ты думал, чем-то возмущался, обменивался мнениями с дру­ зьями, знакомыми. И вдруг обо всем этом прочел в книге. И подумал: автор, наверное, подслушал все эти разговоры, ведь надо же, как верно выразил он твои мысли! Между прочим, недаром писателей называют инже­ нерами человеческих душ. Подобное происходит и в мире вещей. Из­ меняются условия жизни, появляются новые материалы, оборудование, технология. Пре­ терпевают изменения понятия о современном стиле. Смещаются акценты в оценочных кри­ териях. И очень важно работникам промыш­ ленности, модельерам, конструкторам, ди­ зайнерам, дессинаторам — всем тем, кто создает предметы потребления,— уловить неудовлетворенность покупателей устарев­ шими вещами, уловить немой (когда они уходят из магазина с пустыми руками) и гласный (,в печати, на конферен&ях, в част­ ных беседах) протест, их требования (дайте что-нибудь иное, интересное, соответствую­ щее нашему времени), их желание не отста­ вать от стремительного бега нашего време­ ни. Очень важно переплавить все это в тиг­ ле творческого воображения и материализо­ вать в конкретных вещах. Таких вещах, ко­ торые не только выполняют свои функции, служат нам, но и ласкают взор, украшают быт, делают нас красивыми, элегантными, современными. Вот в этом смысле надо изучать опрос. Тут уже простой арифметики мило: купили — значит, надо еще; затоварились'— бей от­ бой. Речь идет об алгебре, высшей матема­ тике, о тонкой химии. Формула спроса, быть может, одна из самых сложных, ибо элемен­ ты, из которых она складывается, все время наполняются иным содержанием. Есть тут и еще одна грань проблемы. Сей­ час практически на всех предприятиях груп­ пы А налажен или налаживается выпуск потребительских товаров. К примеру, толь­ ко в Новосибирске и области товары массо­ вого спроса стали выпускать свыше 250 за­ водов и объединений тяжелой индустрии. И вот, решая, какие именно изделия осваивать, производственники нередко оказываются в тупике. Кое-какие сведения они получают от отраслевых научно-исследовательских ин­ ститутов и соответствующей областной оп­ товой базы. Затем начинают колдовать над чертежами, оснасткой, технологией. Нередко слабая осведомленность о состоя­ нии и техническом уровне выпускаемой про­ дукции приводит к тому, что начинают осва- 10 * ивать изделия ниже качеством и классом, чем те, что уже продаются в магазинах. В лучшем случае начинается массовый выпуск одних и тех же по техническим и потреби­ тельским характеристикам. И тогда полу­ чается то, что произошло с домашними кон­ тейнерами для хранения хлеба: их сейчас выпускают более 50 заводов. И как резуль­ тат: на межреспубликанской оптовой ярмар­ ке прошлого года миллион таких контейне­ ров остался нереализованным. В этом свете встает вопрос о создании некоего Всесоюзного (возможно, с филиала­ ми) хозрасчетного информационного центра. Со всех концов страны от промышленных предприятий, объединений, научно-исследо­ вательских, технологических, конструктор­ ских, проектных институтов и бюро, выпу­ скающих и разрабатывающих товары народ­ ного потребления, туда поступали бы сведе­ ния об освоении новой продукции и вся до­ кументация на нее, информация о перспек­ тивных разработках. В «памяти» электрон­ ных вычислительных машин центра сосредо­ точивалась бы также информация о лучших зарубежных образцах предметов потребле­ ния. По мере необходимости (за определен­ ную плату) любое предприятие, решившее освоить выпуск того или иного изделия, мог­ ло бы получить из такого центра исчерпыва­ ющую справку о «последнем слове» в созда­ нии нужного вида продукции, всю техниче­ скую документацию. Заметим, что за организацию подобного центра высказывались участники конферен­ ции по проблемам формирования ассорти­ мента товаров народного потребления, ко­ торую проводил еще в 1972 году Всесоюз­ ный научно-исследовательский'Институт тех­ нической эстетики. Итак, слепая вера в то, что удовлетворять спрос можно, осваивая выпуск уже извест­ ных, «апробированных на дефицитность» из­ делий, чревата отрицательными последстви­ ями. Ну, а что же торговля? Какова ее роль в определении потребностей рынка? Дело торговли, как представляется, со­ ставлять на Основе изучения текущего спро­ са кратковременные прогнозы на квартал, полугодие, от силы — на год. Вот тут-то и нужны данные Всесоюзного научно-исследо­ вательского института по изучению спроса на товары народного потребления и конъ­ юнктуры рынка, его филиалов, различных служб изучения спроса, Вооруженные этими сведениями, торгую­ щие организации имеют возможность более предметно составлять и корректировать за­ казы промышленности, с большим эффектом маневрировать товарными массами в мас­ штабах страны. Поставщик ждет от торгов­ ли—и вполне справедливо — количествен­ ных данных: сколько чего надо из того, что уже выпускается. А какие именно виды, фа­ соны, модели следует выпускать — решать дело промышленности, ее проектных и мо­ делирующих организаций. Года три назад были определены голов­ ные министерства, отвечающие за выпуск определенных групп товаров массового спроса. Под их эгидой разработкой новых ■0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2