Сибирские огни, 1974, №10
станет модной обувь на «платформе»? Или что грядет десятилетие молодежной моды на нарочито грубые джинсовые брюки и куртки? А как можно было определить бу дущий спрос на женские сапоги-чулки, если их не было 5—6 лет назад не только в продаже, но и на страницах модных журналов? Вот тут мы и подходим к следующей сту пени в изучении спроса. К более широкому толкованию этой проблемы. Изучая спрос, его надо формировать. Активно, целена правленно влиять на потребительские пред почтения, направлять вкусы и стремления людей в русло разумных потребностей. Бывает так: о чем-то ты думал, чем-то возмущался, обменивался мнениями с дру зьями, знакомыми. И вдруг обо всем этом прочел в книге. И подумал: автор, наверное, подслушал все эти разговоры, ведь надо же, как верно выразил он твои мысли! Между прочим, недаром писателей называют инже нерами человеческих душ. Подобное происходит и в мире вещей. Из меняются условия жизни, появляются новые материалы, оборудование, технология. Пре терпевают изменения понятия о современном стиле. Смещаются акценты в оценочных кри териях. И очень важно работникам промыш ленности, модельерам, конструкторам, ди зайнерам, дессинаторам — всем тем, кто создает предметы потребления,— уловить неудовлетворенность покупателей устарев шими вещами, уловить немой (когда они уходят из магазина с пустыми руками) и гласный (,в печати, на конферен&ях, в част ных беседах) протест, их требования (дайте что-нибудь иное, интересное, соответствую щее нашему времени), их желание не отста вать от стремительного бега нашего време ни. Очень важно переплавить все это в тиг ле творческого воображения и материализо вать в конкретных вещах. Таких вещах, ко торые не только выполняют свои функции, служат нам, но и ласкают взор, украшают быт, делают нас красивыми, элегантными, современными. Вот в этом смысле надо изучать опрос. Тут уже простой арифметики мило: купили — значит, надо еще; затоварились'— бей от бой. Речь идет об алгебре, высшей матема тике, о тонкой химии. Формула спроса, быть может, одна из самых сложных, ибо элемен ты, из которых она складывается, все время наполняются иным содержанием. Есть тут и еще одна грань проблемы. Сей час практически на всех предприятиях груп пы А налажен или налаживается выпуск потребительских товаров. К примеру, толь ко в Новосибирске и области товары массо вого спроса стали выпускать свыше 250 за водов и объединений тяжелой индустрии. И вот, решая, какие именно изделия осваивать, производственники нередко оказываются в тупике. Кое-какие сведения они получают от отраслевых научно-исследовательских ин ститутов и соответствующей областной оп товой базы. Затем начинают колдовать над чертежами, оснасткой, технологией. Нередко слабая осведомленность о состоя нии и техническом уровне выпускаемой про дукции приводит к тому, что начинают осва- 10 * ивать изделия ниже качеством и классом, чем те, что уже продаются в магазинах. В лучшем случае начинается массовый выпуск одних и тех же по техническим и потреби тельским характеристикам. И тогда полу чается то, что произошло с домашними кон тейнерами для хранения хлеба: их сейчас выпускают более 50 заводов. И как резуль тат: на межреспубликанской оптовой ярмар ке прошлого года миллион таких контейне ров остался нереализованным. В этом свете встает вопрос о создании некоего Всесоюзного (возможно, с филиала ми) хозрасчетного информационного центра. Со всех концов страны от промышленных предприятий, объединений, научно-исследо вательских, технологических, конструктор ских, проектных институтов и бюро, выпу скающих и разрабатывающих товары народ ного потребления, туда поступали бы сведе ния об освоении новой продукции и вся до кументация на нее, информация о перспек тивных разработках. В «памяти» электрон ных вычислительных машин центра сосредо точивалась бы также информация о лучших зарубежных образцах предметов потребле ния. По мере необходимости (за определен ную плату) любое предприятие, решившее освоить выпуск того или иного изделия, мог ло бы получить из такого центра исчерпыва ющую справку о «последнем слове» в созда нии нужного вида продукции, всю техниче скую документацию. Заметим, что за организацию подобного центра высказывались участники конферен ции по проблемам формирования ассорти мента товаров народного потребления, ко торую проводил еще в 1972 году Всесоюз ный научно-исследовательский'Институт тех нической эстетики. Итак, слепая вера в то, что удовлетворять спрос можно, осваивая выпуск уже извест ных, «апробированных на дефицитность» из делий, чревата отрицательными последстви ями. Ну, а что же торговля? Какова ее роль в определении потребностей рынка? Дело торговли, как представляется, со ставлять на Основе изучения текущего спро са кратковременные прогнозы на квартал, полугодие, от силы — на год. Вот тут-то и нужны данные Всесоюзного научно-исследо вательского института по изучению спроса на товары народного потребления и конъ юнктуры рынка, его филиалов, различных служб изучения спроса, Вооруженные этими сведениями, торгую щие организации имеют возможность более предметно составлять и корректировать за казы промышленности, с большим эффектом маневрировать товарными массами в мас штабах страны. Поставщик ждет от торгов ли—и вполне справедливо — количествен ных данных: сколько чего надо из того, что уже выпускается. А какие именно виды, фа соны, модели следует выпускать — решать дело промышленности, ее проектных и мо делирующих организаций. Года три назад были определены голов ные министерства, отвечающие за выпуск определенных групп товаров массового спроса. Под их эгидой разработкой новых ■0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2