Сибирские огни, 1974, №10

сударственный Знак качества пять моделей швейных изделий, а в следующем —- три­ надцать. Рост, как говорится, налицо. Но что за этими цифрами? За прошлый год таких изделий было выпущено немногим более четырех тысяч штук. После несложно­ го арифметического действия легко убедить­ ся, насколько мизерны тиражи партий. Или вот на трикотажной фирме «Сибирь» вместо запланированных двадцати двух мо­ делей внедрили в 1973 году сорок. Только вот беда: ни одна из этих новинок не пришлась по вкусу покупателям, ибо отли­ чаются они друг от друга лишь незначи­ тельными деталями. В этой связи вспоминается прямо-таки анекдотическая история, происшедшая в Ленинграде: одно швейное предприятие долгие годы выполняло план обновления ассортимента с помощью бантика, который в каждой последующей модели занимал другое место. Спрос сегодня. А завтра? Еще каких-нибудь три-четыре года назад в Сибири, что называется, гонялись за ме­ белью. В этих условиях все, что ни произ­ водилось местными предприятиями (а они удовлетворяют почти половину потребности населения области в мебели) пользовалось устойчивым спросом. Теперь положение из­ менилось. Спрашивают не просто мебель, а определенную, и при этом предпочтение отдается комплектам- Повысились доходы населения, измени­ лась структура спроса, а вот многие пред­ приятия мебельной промышленности, как за­ метил директор Новосибирского горхозме- бельторга Ю. Сахаров, все еще живут вче­ рашним днем. И что интересно: как бы от­ вечая ему, начальник отдела производст­ венного объединения «Запсибмебель» И. Се­ менов (так же, как и обувщики) нажимал больше на объективные причины: нехватка производственных площадей, современного оборудования, ограниченные поставки спе­ циальных лаков, поролона, латекса, обивоч­ ных материалов сочных цветов. И только о работе самих мебельщиков, качестве ис­ полнения изделий, о соответствии их совре­ менным требованиям — обо всем этом практически ничего не было сказано. А ведь нельзя не признать: здешние мебель­ щики живут вчерашним днем. Мы говорим: надо изучать спрос. Надо. Ну, а как определить, какие именно изде­ лия будут пользоваться популярностью у покупателей? Ведь изучение спроса (не по объему, а конкретно, на изделие определен­ ной модели, фасона, конструкции) нельзя вести на уровне: берут — не берут. Бе­ рут — значит, давай, гони, увеличивай вы­ пуск. Не берут — стой, больше не надо. В условиях динамического насыщения рынка потребительскими товарами, ликви­ дации дефицита по целым товарным груп­ пам подобная фиксация состояния спроса для промышленности мало что дает. Дей­ ствуя таким образом, мы в свое время зато­ варились швейными машинами, сейчас — стиральными машинами, завтра — не пред­ положительно, а вполне реально — затова­ римся мясорубками, теми самыми, которые еще вчера были в большом дефиците. Тут есть одна тонкость. Затовариваются не вообще, скажем, стиральной машиной, а машиной с ручным отжимом. Вещь сама по себе, как исполнитель определенной функции, «стиралка» нужна, но уже более высокого класса, более удобная в эксплуа­ тации, выполняющая более широкий круг операций. Проще говоря, стиральная маши­ на стиральной машине — рознь. Но как можно получить покупательскую оценку еще не существующих (а если и су­ ществующих, то в замыслах, на бумаге) но­ винок или традиционных товаров с новыми потребительскими качествами? Ведь, ска­ жем, о половине товаров, которая сегодня представлена в магазинах Европы, покупа­ тель пятнадцать лет назад не ведал и не слышал. Когда мы говорим «спрос диктует», то, к сожалению, зачастую вкладываем в это ут­ верждение чуть ли не мистическое прекло­ нение перед некой высшей силой. Хорошо известно: если к чему-тб приспосабливаются, что-то абсолютизируют, неизбежно оказыва­ ются в хвосте событий. Спрос действительно диктовал, когда мы вплотную взялись за расширение выпуска товаров народного по­ требления. Потребности были просты: нуж­ на прочная обувь, надежная мебель, зимняя и летняя одежда. Тут все ясно. Речь идет об удовлетворении функциональных потребно­ стей. Но вот «диктатор» стал капризничать, начал выражать свои желания несколько расплывчато: дайте мне что-нибудь хоро-1 шее, красивое, лучше того, что уже есть. Короче — «дефицит». Так «дефицит» стал своеобразной едини- ; цей измерения спроса. Покупают какую-ли-'! бо вещь нарасхват — значит, ее надо по­ больше заказать. В один голос торговля тре­ бует: давайте в неограниченных количествах) широкие галстуки, джинсы, кримпленовые! пальто и платья. Однако появились уже первые симптомы насыщения и этими изде­ лиями. В Киеве затоварились широкими гал­ стуками: больно однообразна их расцветка.. В отдельных городах стали отказываться и: от изделий из кримплена: просят платья из натуральных тканей. В московских магази-1 нах осели импортные трикотажные брючные! костюмы: неудачная модель. Чувствуете: «дефицит» постепенно теря­ ет свои конкретные очертания, он перестает быть твердой, свободно конвертируемой ме­ рой неудовлетворенного спроса. Пройдет еще немного времени — и этот термин поте­ ряет свое значение. Разумеется, опрос на удачную новинку, изделие, выпуск .которого только что освоили, всегда в течение какого- то времени будет превышать предложение. Это вполне закономерно. Итак, чем же измерять, так называемый, неудовлетворенный спрос? На основе каких данных составлять заявки на выпуск кон­ кретных изделий в ассортиментном разрезе? Разве, скажем, могли знать покупатели и торговые работники, что в прошлом году

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2