Сибирские огни, 1974, №10
сударственный Знак качества пять моделей швейных изделий, а в следующем —- три надцать. Рост, как говорится, налицо. Но что за этими цифрами? За прошлый год таких изделий было выпущено немногим более четырех тысяч штук. После несложно го арифметического действия легко убедить ся, насколько мизерны тиражи партий. Или вот на трикотажной фирме «Сибирь» вместо запланированных двадцати двух мо делей внедрили в 1973 году сорок. Только вот беда: ни одна из этих новинок не пришлась по вкусу покупателям, ибо отли чаются они друг от друга лишь незначи тельными деталями. В этой связи вспоминается прямо-таки анекдотическая история, происшедшая в Ленинграде: одно швейное предприятие долгие годы выполняло план обновления ассортимента с помощью бантика, который в каждой последующей модели занимал другое место. Спрос сегодня. А завтра? Еще каких-нибудь три-четыре года назад в Сибири, что называется, гонялись за ме белью. В этих условиях все, что ни произ водилось местными предприятиями (а они удовлетворяют почти половину потребности населения области в мебели) пользовалось устойчивым спросом. Теперь положение из менилось. Спрашивают не просто мебель, а определенную, и при этом предпочтение отдается комплектам- Повысились доходы населения, измени лась структура спроса, а вот многие пред приятия мебельной промышленности, как за метил директор Новосибирского горхозме- бельторга Ю. Сахаров, все еще живут вче рашним днем. И что интересно: как бы от вечая ему, начальник отдела производст венного объединения «Запсибмебель» И. Се менов (так же, как и обувщики) нажимал больше на объективные причины: нехватка производственных площадей, современного оборудования, ограниченные поставки спе циальных лаков, поролона, латекса, обивоч ных материалов сочных цветов. И только о работе самих мебельщиков, качестве ис полнения изделий, о соответствии их совре менным требованиям — обо всем этом практически ничего не было сказано. А ведь нельзя не признать: здешние мебель щики живут вчерашним днем. Мы говорим: надо изучать спрос. Надо. Ну, а как определить, какие именно изде лия будут пользоваться популярностью у покупателей? Ведь изучение спроса (не по объему, а конкретно, на изделие определен ной модели, фасона, конструкции) нельзя вести на уровне: берут — не берут. Бе рут — значит, давай, гони, увеличивай вы пуск. Не берут — стой, больше не надо. В условиях динамического насыщения рынка потребительскими товарами, ликви дации дефицита по целым товарным груп пам подобная фиксация состояния спроса для промышленности мало что дает. Дей ствуя таким образом, мы в свое время зато варились швейными машинами, сейчас — стиральными машинами, завтра — не пред положительно, а вполне реально — затова римся мясорубками, теми самыми, которые еще вчера были в большом дефиците. Тут есть одна тонкость. Затовариваются не вообще, скажем, стиральной машиной, а машиной с ручным отжимом. Вещь сама по себе, как исполнитель определенной функции, «стиралка» нужна, но уже более высокого класса, более удобная в эксплуа тации, выполняющая более широкий круг операций. Проще говоря, стиральная маши на стиральной машине — рознь. Но как можно получить покупательскую оценку еще не существующих (а если и су ществующих, то в замыслах, на бумаге) но винок или традиционных товаров с новыми потребительскими качествами? Ведь, ска жем, о половине товаров, которая сегодня представлена в магазинах Европы, покупа тель пятнадцать лет назад не ведал и не слышал. Когда мы говорим «спрос диктует», то, к сожалению, зачастую вкладываем в это ут верждение чуть ли не мистическое прекло нение перед некой высшей силой. Хорошо известно: если к чему-тб приспосабливаются, что-то абсолютизируют, неизбежно оказыва ются в хвосте событий. Спрос действительно диктовал, когда мы вплотную взялись за расширение выпуска товаров народного по требления. Потребности были просты: нуж на прочная обувь, надежная мебель, зимняя и летняя одежда. Тут все ясно. Речь идет об удовлетворении функциональных потребно стей. Но вот «диктатор» стал капризничать, начал выражать свои желания несколько расплывчато: дайте мне что-нибудь хоро-1 шее, красивое, лучше того, что уже есть. Короче — «дефицит». Так «дефицит» стал своеобразной едини- ; цей измерения спроса. Покупают какую-ли-'! бо вещь нарасхват — значит, ее надо по больше заказать. В один голос торговля тре бует: давайте в неограниченных количествах) широкие галстуки, джинсы, кримпленовые! пальто и платья. Однако появились уже первые симптомы насыщения и этими изде лиями. В Киеве затоварились широкими гал стуками: больно однообразна их расцветка.. В отдельных городах стали отказываться и: от изделий из кримплена: просят платья из натуральных тканей. В московских магази-1 нах осели импортные трикотажные брючные! костюмы: неудачная модель. Чувствуете: «дефицит» постепенно теря ет свои конкретные очертания, он перестает быть твердой, свободно конвертируемой ме рой неудовлетворенного спроса. Пройдет еще немного времени — и этот термин поте ряет свое значение. Разумеется, опрос на удачную новинку, изделие, выпуск .которого только что освоили, всегда в течение какого- то времени будет превышать предложение. Это вполне закономерно. Итак, чем же измерять, так называемый, неудовлетворенный спрос? На основе каких данных составлять заявки на выпуск кон кретных изделий в ассортиментном разрезе? Разве, скажем, могли знать покупатели и торговые работники, что в прошлом году
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2