Сибирские огни, 1974, №10
Свердловское объединение «Уралобувь», семьдесят второго года, 40 пар. Коммента рий: желто-грязный цвет верха, неуклюжая, массивная брошка спереди. Сандалии мальчиковые, цена 3 руб. 90 коп., Новосибирский комбинат, семидесятый год, 100 пар. Комментарий: твердая кожа, тяжелые. (И рядом — почти такие же, но производства уцсе прошлого года, их ско пилось 250 пар). Туфли девичьи, цена 6 руб. 40 коп., Но вокузнецкая фабрика «Кузбассобувь», семь десят второй год, 400 пар. Комментарий: верх из плохо выделанной свиной кожи, устаревший фасон. Следующий магазин — № 18. Здесь име ется «уголок», где торгуют по сниженным ценам. Таких магазинов в торге — три. За первый же месяц года в восемнадцатом продали примерно пятую часть уцененной. обуви. Несмотря на это, и тут подсобки полны неходовых товаров: Ботинки мужские, зимние, верх — ком бинированный из кожи и сукна, цена 8 руб. 85 коп., Новосибирский комбинат, семиде сятый год, 24 пары. Комментарий: от дол гого хранения потеряли внешний вид. Туфли мужские, на кожаной подошве, це на 14 руб. 80 коп., Ленинградское объедине ние «Скороход», семьдесят первый год, 22 пары. Комментарий: верх мутно-черный, ко жа грубая... Перечисление это по всем магазинам могло бы занять не один десяток страниц. Комментарии к комментариям, что называ ется, излишни. Федот, да не тот Причин тому, что, с одной стороны, посе титель магазина так и не становится поку пателем, а, с другой, товар, который не отвечает вкусам и потребностям того же покупателя, оседает на складах —• множест во. И одна из главных, пожалуй, — заста релая болезнь многих промышленных пред приятий, выпускающих товары массового спроса: неповоротливость, медлитель ность, коммерческая неловкость, что ли. Покажем ее симптомы на приме ре предприятий легкой промышленно сти. Причем, расположенных не где- нибудь за тысячи километров, а рядом — в Новосибирске и области. Тем более, что они отоваривают заявки местных торгующих организаций по швейным изделиям на 74 процента, по трикотажным и обувным — примерно на 50, по меховым — на 90. Сразу скажем, чтобы впоследствии^ обхо диться без оговорок: за годы девятой пяти летки не только возрос выпуск вышеупомя нутых изделий, но значительно обновлен и ассортимент изделий. Хорошим спросом пользуются женские плащи из кримплена, пляжные комплекты для женщин и детей, пальто из искусственной кожи и меха, са поги-чулки и многие другие вещи. И все же, если сегодня заглянуть в тор говые залы магазинов города и области, не трудно убедиться, что выбор швейных из- 1 0 . Сибирские огни № 10. делий, особенно сезонных, весьма ограни чен. А мимо тех вещей, которые выставлены на вешалах, покупатель проходит равно душно. Логично задать вопрос: как же так полу чается, ведь образцы всех изделий, кото рые осваиваются местными предприятия ми, утверждаются в нескольких инстанци ях? Все это так. Но вот примеры. Фабрика «Северянка» взяла из Новоси бирского дома моделей фасон платья, вы полненный из ткани с мелким рисунком, а при серийном производстве стала шить из ткани с крупным рисунком. В результате изделие потеряло вид... Нередко весьма существенно отличается от образцов, на основе которых торговля заключала договоры на поставку, и сходя щая с конвейера обувь. По этой причине в прошлом году было забраковано продук ции Новосибирского комбината более чем на два миллиона рублей. Нередки случаи, когда эталонные модели остаются в един ственном экземпляре. В прошлом году, на пример, была утверждена модель женских суконных сапожек, пользующихся в Сибири хорошим спросом. До сих пор в магазины не поступило ни одной пары. Повышенным спросом у сибиряков пользуются и модель ные сапожки. Но комбинат их выпускает без. «молнии», с широким голенищем, да еще на искусственном меху с редким вор сом и без трикотажной основы. От таких моделей покупатели отворачиваются. Как поправить дело? Необходимо созда вать модели реальные, на основе имеющих ся материалов, с использованием фурниту ры и отделки, в достаточном количестве вы пускаемых промышленностью. И тогда уже всякое отступление от утвержденного об разца рассматривать, как серьезное нару шение. При этом, может быть, следует за ключать специальные договоры между до мами моделей и предприятиями. Эти отно шения могут быть подобны тем, которые практикуются в строительстве: там сущест вует архитектурный надзор за тем, чтобы не допускались произвольные отступления от проекта. Но образец по мере освоения яе только видоизменяется. Его «копии» зачастую опаздывают — появляются в магазинах, когда спрос на них уже идет на убыль. Ибо дорога ложка к обеду, а одежда — когда она модная. И тут не мешает напомнить: мода — не каприз, она — один из важных стимулято ров товарооборота, экономики. Отсюда требование: ассортимент одежды должен быстро обновляться. И вот что лю бопытно: если судить по отчетам Министер ства легкой промышленности СССР, ассор тимент изделий, выпускаемых его предприя тиями, ежегодно обновляется до 65 про центов. Полное впечатление, что швейники, трикотажники, обувщики чуть ли... не обго няют моду. Но ведь это не так! Объясняется все просто: поставщики не редко прибегают, если можно так выразить ся, к чисто формальному обновлению ас сортимента. Скажем, в 1972 году в Новоси бирской области было аттестовано на го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2