Сибирские огни, 1974, №10

Свердловское объединение «Уралобувь», семьдесят второго года, 40 пар. Коммента­ рий: желто-грязный цвет верха, неуклюжая, массивная брошка спереди. Сандалии мальчиковые, цена 3 руб. 90 коп., Новосибирский комбинат, семидесятый год, 100 пар. Комментарий: твердая кожа, тяжелые. (И рядом — почти такие же, но производства уцсе прошлого года, их ско­ пилось 250 пар). Туфли девичьи, цена 6 руб. 40 коп., Но­ вокузнецкая фабрика «Кузбассобувь», семь­ десят второй год, 400 пар. Комментарий: верх из плохо выделанной свиной кожи, устаревший фасон. Следующий магазин — № 18. Здесь име­ ется «уголок», где торгуют по сниженным ценам. Таких магазинов в торге — три. За первый же месяц года в восемнадцатом продали примерно пятую часть уцененной. обуви. Несмотря на это, и тут подсобки полны неходовых товаров: Ботинки мужские, зимние, верх — ком­ бинированный из кожи и сукна, цена 8 руб. 85 коп., Новосибирский комбинат, семиде­ сятый год, 24 пары. Комментарий: от дол­ гого хранения потеряли внешний вид. Туфли мужские, на кожаной подошве, це­ на 14 руб. 80 коп., Ленинградское объедине­ ние «Скороход», семьдесят первый год, 22 пары. Комментарий: верх мутно-черный, ко­ жа грубая... Перечисление это по всем магазинам могло бы занять не один десяток страниц. Комментарии к комментариям, что называ­ ется, излишни. Федот, да не тот Причин тому, что, с одной стороны, посе­ титель магазина так и не становится поку­ пателем, а, с другой, товар, который не отвечает вкусам и потребностям того же покупателя, оседает на складах —• множест­ во. И одна из главных, пожалуй, — заста­ релая болезнь многих промышленных пред­ приятий, выпускающих товары массового спроса: неповоротливость, медлитель­ ность, коммерческая неловкость, что ли. Покажем ее симптомы на приме­ ре предприятий легкой промышленно­ сти. Причем, расположенных не где- нибудь за тысячи километров, а рядом — в Новосибирске и области. Тем более, что они отоваривают заявки местных торгующих организаций по швейным изделиям на 74 процента, по трикотажным и обувным — примерно на 50, по меховым — на 90. Сразу скажем, чтобы впоследствии^ обхо­ диться без оговорок: за годы девятой пяти­ летки не только возрос выпуск вышеупомя­ нутых изделий, но значительно обновлен и ассортимент изделий. Хорошим спросом пользуются женские плащи из кримплена, пляжные комплекты для женщин и детей, пальто из искусственной кожи и меха, са­ поги-чулки и многие другие вещи. И все же, если сегодня заглянуть в тор­ говые залы магазинов города и области, не­ трудно убедиться, что выбор швейных из- 1 0 . Сибирские огни № 10. делий, особенно сезонных, весьма ограни­ чен. А мимо тех вещей, которые выставлены на вешалах, покупатель проходит равно­ душно. Логично задать вопрос: как же так полу­ чается, ведь образцы всех изделий, кото­ рые осваиваются местными предприятия­ ми, утверждаются в нескольких инстанци­ ях? Все это так. Но вот примеры. Фабрика «Северянка» взяла из Новоси­ бирского дома моделей фасон платья, вы­ полненный из ткани с мелким рисунком, а при серийном производстве стала шить из ткани с крупным рисунком. В результате изделие потеряло вид... Нередко весьма существенно отличается от образцов, на основе которых торговля заключала договоры на поставку, и сходя­ щая с конвейера обувь. По этой причине в прошлом году было забраковано продук­ ции Новосибирского комбината более чем на два миллиона рублей. Нередки случаи, когда эталонные модели остаются в един­ ственном экземпляре. В прошлом году, на­ пример, была утверждена модель женских суконных сапожек, пользующихся в Сибири хорошим спросом. До сих пор в магазины не поступило ни одной пары. Повышенным спросом у сибиряков пользуются и модель­ ные сапожки. Но комбинат их выпускает без. «молнии», с широким голенищем, да еще на искусственном меху с редким вор­ сом и без трикотажной основы. От таких моделей покупатели отворачиваются. Как поправить дело? Необходимо созда­ вать модели реальные, на основе имеющих­ ся материалов, с использованием фурниту­ ры и отделки, в достаточном количестве вы­ пускаемых промышленностью. И тогда уже всякое отступление от утвержденного об­ разца рассматривать, как серьезное нару­ шение. При этом, может быть, следует за­ ключать специальные договоры между до­ мами моделей и предприятиями. Эти отно­ шения могут быть подобны тем, которые практикуются в строительстве: там сущест­ вует архитектурный надзор за тем, чтобы не допускались произвольные отступления от проекта. Но образец по мере освоения яе только видоизменяется. Его «копии» зачастую опаздывают — появляются в магазинах, когда спрос на них уже идет на убыль. Ибо дорога ложка к обеду, а одежда — когда она модная. И тут не мешает напомнить: мода — не каприз, она — один из важных стимулято­ ров товарооборота, экономики. Отсюда требование: ассортимент одежды должен быстро обновляться. И вот что лю­ бопытно: если судить по отчетам Министер­ ства легкой промышленности СССР, ассор­ тимент изделий, выпускаемых его предприя­ тиями, ежегодно обновляется до 65 про­ центов. Полное впечатление, что швейники, трикотажники, обувщики чуть ли... не обго­ няют моду. Но ведь это не так! Объясняется все просто: поставщики не­ редко прибегают, если можно так выразить­ ся, к чисто формальному обновлению ас­ сортимента. Скажем, в 1972 году в Новоси­ бирской области было аттестовано на го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2