Сибирские огни, 1974, №10

ПРОБЛЕМЫ, МЫСЛИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ Е. Каневский ИЗ ЧЕГО РОЖДАЕТСЯ ВЗАИМНОСТЬ Заметки о товаре и покупателе Что в «ящике Пандоры»? Потерялись двое в лесу. Аукаются. Ва­ лятся с ног, но ищут. Потерялись двое: покупатель и товар. Первый ищет нужную ему вйць, ходит по магазинам, расспрашивает родных и знако­ мых, не видели ли они то, что ему надо. Второй сообщает о себе в витринах, про­ спектах, в газетах, по радио и телевидению: вот я, купи меня, я тебе пригожусь. Словом, ищут друг друга, как двое поте­ рявшихся в лесу. Только там действительно оба прилагают все силы, чтобы встретиться. А вот на товарном рынке активничает, глав­ ным образом, покупатель, тогда как сам то­ вар ведет себя зачастую пассивно, хотя он и нуждается в покупателе не меньше, чем тот в нем. Проще всего объяснить подобное инер­ цией, рецидивом эпохи распределения това­ ров, когда их попросту не хватало и "брали все, что «выбрасывалось» в магазины. Но простота настораживает. Возмвжно, поиск простого объяснения сложных про­ цессов идет от неготовности упорно и целе­ устремленно приводить предложение в гар­ моническое соответствие с динамически ра­ стущим и все время структурно изменяю­ щимся спросом на товары и услуги. * * * Так уж случилось: в один день мне при­ шлось побывать на двух мероприятиях, по­ священных, в сущности, одной теме. Внача­ ле — в Новосибирском институте советской кооперативной торговли на всесоюзном се­ минаре, где в числе других обсуждались вопросы теорииоценки качества и стандар­ тизации изделий. А потом '— на совещании работников торговли Новосибирской обла­ сти, которые судили и рядили, как, с одной стороны, усилить контроль за качеством и ассортиментом товаров, а с другой — что делать с так называемыми неходовыми из­ делиями. Ощущение было такое, словно из про­ сторного, залитого светом зала вошел в тесную, погруженную в полумрак комнату. В зале — «учение о качестве», «квалимет- рия», «ассортиментология»... Слова позвя­ кивали, словно хрустальные подвески люстр. В комнате — «трудно реализуемые товары», «дефицит», «брак». Слова — ку­ валды, слова — гири. И вот невольно подумалось: почему в од­ ном доме, под одной крышей, одни помеще­ ния полны света и оборудованы кондиционе­ рами, а в других — сальные свечи и топят по-черному? А если попроще: почему одни как бы налегке устремляются вперед, а другие — волоком тянут тяжелый воз сию­ минутных острейших ситуаций, ощупью, по интуиции определяют каждый следующий шаг? А ведь наука должна освещать путь вперед, она обязана быть поводырем прак­ тики. Именно этого ждут от ученых, иссле­ дователей работники торговли, промышлен­ ности, различных экономических служб. И в частности совета: какие меры предприни­ мать, чтобы распродать осевшие товары и, главным образом, чтобы они не образовыва­ лись впредь? Чтобы товар выпускался с точным адресом, с учетом не только фикси­ руемого спроса (покупают — значит, надо производить, да поболее), но и тенденций в конъюнктуре, течений в моде, перспектив­ ных разработок в русле последних научных и технических достижений? Разумеется, я далек от мысли ставить под сомнение целесообразность и даже необходи­ мость семинаров, подобных тому, что про­ ходил в стенах Новосибирского института советской кооперативной торговли. Но больно уж актуальна тема его, чтобы мож­ но было ее замкнуть в привычные академи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2