Сибирские огни, 1974, №9

Не надо, не надо, мать моих детей, не надо,— повторял, словно горное эхо, Камылды. Кымыс подумала, что детей у Тарынчак порядочно, тут вот трое да дома, в Куулгы, уже взрослая Нина. А раз много детей, теперь то, что должно произойти с Тарынчак, произойдет быстро. — Кого ожидаете, Тарынчак, мальчика или девочку? Ничего, ниче­ го, Тарынчак, скоро все будет хорошо. —•Сына, конечно, сына ждем, милая,— торопливо ответил за жену Камылды.— Как же, девочек хватит. Нам теперь надо сына. Токтыр, помоги, говорю, пожалуйста, милая, пусть сын родится... — Не мели зря языком,— хрипло прервала его Тарынчак,—лучше скажи детям — пусть уйдут во двор поиграть. Девочки мигом выкатились. Хотел было выйти и Камылды, но гнев­ ный голос жены ударил ему в широкую спину: — Куда убегаешь, шайтан? Я же велела тебе привезти тетушку Эштен, а не внучку ее... Ох, ох, держите, помогите... Падаю!.. Кымыс, проворно сунув руки под одеяло, гладила, массировала женщине живот. Схватки прошли, и она принялась вытирать мохнатым полотенцем пот с лица Тарынчак. Нежный, но требовательный голос девушки что-то приговаривал, советовал, настаивал, и роженица при­ тихла, вслушиваясь. — Говоришь прямо как бабка твоя, как тетушка Эштен,— на­ дрывно вздохнула она. — Я четыре года училась, сколько новорожденных в городе при­ няла,— рассердилась неожиданно Кымыс.— Где же я пропадала тогда четыре года? А? Разве вы не слышали, Тарынчак? —•А все-таки лучше бы привезла с собой тетушку Эштен. Ой, Кы­ мыс, милая! — тут же закричала она. Ту, которая отрежет пуповину новорожденному, алтайцы почитают как вторую мать; «кин-эне» — называют ее уважительно. Еще девчонкой, таскаясь за бабкой, Кымыс не раз видела, как на женской половине аила сидела измученная женщина в ожидании ре­ бенка. Над ней, поверх очага, протягивали тугую веревку. Когда начи­ налось страшное, старухи окружали женщину, поднимали на колени, чтобы она придерживалась за веревку. И тут самая главная, которая вскоре должна стать почетной кин-эне,— это и была всегда Эштен,— взяв остренький ножик, распарывала на женщине шубу под рукавами, чтобы просунуть туда свои руки, обмазанные жиром. Дальше все про­ текало нестерпимо долго и мучительно. Женщина кричала, металась, а у всех на устах были слова, обращенные к духам гор и разным богам: «Кудай-бог, помоги! Потерпи; милая, он поможет. Над тобой Ульгень и Солнце! Пусть аил твой окружат стада, пусть ходит по подолу твоему ребенок-богатырь, подаренный светлым богом и батюшкой Алтаем»... И были вот такие же случаи, когда ребенок шел неправильно и ему на­ до было помогать. А матери Кымыс никто не сумел помочь: ни Эштен, ни Кудай. Кымыс не знала своей матери. Камылды убежал и не слышал, как закричал ребенок. Тарынчак, вся в поту, откинув голову на матрац,— подушку она давно скинула на пол,— глубоко вздыхая, дрожа губами, следила, как Кымыс быстрыми ловкими движениями делала что-то над голеньким красно-синим живым комочком, с круглой черной головкой. Все девоч­ ки у Тарынчак рождались с черными головками. Ножницы, пипетка с темной каплей на кончике сквозь красный дрожащий туман и сумрак,— верно, от очага, задымившего аил,— мелькали в руках Кымыс, и Та ­ рынчак никак не могла спросить, кого же она принесла в мир, и стран­ но — ей, кажется, было все равно. Ей было только хорошо оттого, что кончились боли и уже не повторятся — она знала это, потому что крас

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2