Сибирские огни, 1974, №9

— О, балам! — закричала Тари Эрдену, — беги за ним, догони, ска­ жи, что это неправда! Разве так можно? — зашептались, зашушукались гости. — Оби­ деть так почтенного Аба! Монкуш сорвался, выбежал вслед за дедом. Что он там говорил ему, неизвестно, но только вернулся со стариком, и все были рады и говорили шумно, будто ничего не случилось. Но все равно, праздник был испорчен. И Фатима поднялась и ушла в дом отдыхать. Никто этого, впрочем и не заметил... 3 В колхозе всегда работы по горло. Подойдет весна — посев, окот, стрижка овец. Осень нагрянет — уборка хлеба, вспашка зяби, ремонт скотных дворов. Люди все дни на работе, некогда на охоту сходить. Тя­ нет, конечно, в горы, но сами себя утешают: «Зачем охотитьея-то, когда и так всего хватает? Так только, разве развлечься, отдохнуть...» А дед Аба возгордился: «Послушался меня народ, перестал маралов стрелять». Дни шли и шли. Однажды к Аба заехал незнакомый русский. Пил чай, долго беседовал. Был он рыжий, большой, весь в веснушках, даже руки. И хотя молодой, бороду имел с лопату, которой скребут снег во дворах. Говоря по-алтайски, он проглатывал слова, захлебывался, полу­ чалось очень смешно. Что такое тотемизм, ты знаешь, Аба? Как толкует его наука? Аба не понял, но, подумав над словом «наука», испугался и опустил глаза. Может быть, «от милизии»? — размышлял он,— неужели забрать приехал? Нет, выдавил из себя дрожащими губами и приподнялся пе­ ред незнакомцем: — Я больше ни в каких богов не буду верить! Не уво­ зи меня, старик я, прошептал он, и даже слезы показались на глазах. Да нет, д е д уш к а , у с п о к а и в а л русский, — ты не бойся, я твой некер-друг буду. — И он выложил на столик пачку чая. — А это табак, крепкий... На, бабушка, возьми, — протянул он табак Тари, сидевшей на женской половине аила и все слышавшей. — А зовут меня Михаил. Ми­ хаил Щербаков. Теперь понял, дедушка?.. Будем некер-друзьями!..' Аба удивился. Смотрел на незнакомца с подозрением и продолжал оправдываться: Я старый человек, мой баранчук в армии, — решил он пустить Эрдена как козырь, большой начальник там... А я больше не буду го­ ворить, что есть на земле духи и хозяева гор. — То есть как это нет хозяина гор? — удивился и рассмеялся Щер­ баков и большой, обросшей рыжими волосами, рукой легонько похлопал деда по плечу. Дед, говори, что горные духи есть, существуют и что маралы священны, и стрелять их нельзя... Старик долго сидел, пораженно уставясь потухшими глазами на странного русского. Разве есть среди них такие, чтобы верили в горных Есть хозяин земли, есть хозяин воды, — не унимался Щербаков, размахивая рыжими руками й захлебываясь словами. — Они-то и сле­ дят, чтобы маралов не убивали. Марал — тотем для алтайцев. Чуешь? Отсюда и тотемизм, веско говорил он, и слова его, конечно, точно ло­ жились в цель. На прощанье он еще раз пристально посмотрел на деда и, будто только что вспомнив, сказал: - А я ведь знаю вашего Эрдена, вместе учились в Онгудае. С того дня Аба стал не Аба. Помолодел на несколько десятков лет,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2