Сибирские огни, 1974, №9
В течение веков не ветшающий, В течение столетий не разрушающийся. Каменный дворец вы строив, В нем их похоронили. Для поэтики «Маадай-Кара» характерны яркие образные формулы: «Лицо алыпа (бо гатыря — Г. К.), как красный пожар», «ды хание коня, как белый туман» и многие другие, свидетельствующие о яркости и -вы разительности языка сказаний. Другой особенностью поэтики сказания является гиперболичность. Это видно во многих деталях и особенно в портретной ха рактеристике. Вот как -описывается, напри мер, богатырь Маадай-Кара: Брови — как черный бархат, Густая черная борода. Нос. подобный прямому хребту горы. Ресницы , похожие на северный лес. Зоркие глаза, подобные синим звездам , Сам он, дорогой, чистому золоту подобен. Щеки его — с полскалы. Голова — с целую скалу. Лицо его — как красный маральник — Таков был мой богатырь. На крепко сложенной его пояснице Пятьдесят табунов могут пастись: На широкой, как луг, спине Ш естьдесят отар могут стоять. Между двумя его лопатками Сто кобылиц могут укры ться. Между двумя его глазами Сорок баранов могут стоять. Сказитель, чтобы подчеркнуть положи тельные начала в бо-гатыре Когюдей-Мерге- «е, наделяет и коия его -чудесными свойст вами: «Там, где ударят передние копыта, белые цветы распускаются; там, где ступят задние копыта, синие цветы вырастают». Сказание «Маадай-Кара» по своим идей но-художественным достоинствам представ ляет значительный интерес не только для специалистов, но и для массового читателя. Г. КОНДАКОВ Цыден-Жап Жимбиев. Год огненной змеи. Роман. «Дружба народов». 1974, № 2. Цыден-Жап Жимбиев пришел в бурятскую литературу как п-оэт, но несколько лет назад выступил с первым крупным прозаическим произведением — романом «Степные доро ги». Но|ый его роман «Год огненной змеи» — не только шаг вперед ,в творческой биогра фии писателя, но и радостное событие для всей бурятской литературы. Он продолжает традиции лучших произведений бурятской прозы, в центре которой всегда стоял обра-з труженика, а описываемые события раскры вали социальную сущность явлений дейст вительности. Об эт-о-м свидетельствуют кни ги Хоца Намсараева, Жамсо Тумуяова, Чи- мита Цыденда.мбаева и других писателей Бурятии. Немаловажно и то обстоятельство, что ро ман Ц. Жимбиева повествует не о далеком прошлом, как это чаще -всего случалось до с.их пор у большинства бурятских авторов, а о том времени, которое еще живо в памяти каждого. Время действия романа — год 1941-й, год огненной змеи, согласно .восточ ному летоисчислению, суровый и грозный год. Таким он выдался и для героев романа. Казалось бы, пожару войны, вспыхнувшему на далеком западе, и .не добраться до бу рятского улуса, затерявшегося в бескрайней забайкальской степи. Но ее зловещие отсве ты достигли и бурятских юрт. Уходят на войну мужчины и шар.ни — цвет и -надежда улуса, лучшйе работ-нкки колхоза, -и вся тяжесть труда скотоводов ложится на пле чи женщин и детей, таких же подростков, как простодушный и искренний парнишка Батожаб, главный герой романа Ц. Жимби ева. Поначалу Батожабу кажется, что все беды приключаются с ним оттого, что его угораздило родиться в год зайца, потому- то он так неудачлив и робок. Вот он вы водит в ночное колхозный табун, и сколь ко же страха в его мальчишечьей душе перед необъятной ночной степью! Батож а бу тотчас приходят на память бабушкины рассказы о злых духах, но еще больше он боится растерять лошадей — ведь ему впервые доверили табун: Эрдени, у кото рого Батожаб до сих пор ходил в подпас ках, уехал в город, в военкомат, добивать ся отправки на фронт. Писатель не боится показать и .в этих сценах, и на всем протяжении .романа своего героя во всей его мальчишечьей не опытности и незащищенности. Он нигде не ломает логики развития характера Бато- ж аба—застенчивого, доброго и трудолюби вого. Переживания юного героя, его вос приятие окружающего мира — это чувства и мысли именно бурятского мальчика, вы росшего среди бескрайней степи. Лишь по степенно Батожаб начинает вникать в слож ные взаимоотношения взрослых, и тут — писатель показывает это впечатляюще и достоверно — честная и правдивая -натура мальчика помогает ему оставаться верным себе, своим представлениям о добре и зле. Чистота помыслов героя романа пробуж дает сочувствие к нему, заставляет следить за событиями жизни улуса со все нараста ющим интересом. Поскольку мы знакомим ся с этими событиями через восприятие Батожаба, вполне естественно, что лучше всего мы узнаем людей, которые близки ему. Это прежде всего бабушка Батожаба, о которой мальчик говорит не без затаен ной лукавинки и в которой, по его пред ставлению, воплотилось все старое в жиз ни улуса. С большой внутренней силой, хотя и скупо внешне, выписан образ мате ри. Полна напряженного драматизма, хотя' и тоже очень сдержанна, внешне, сюжетная линия, повествующая о тетке мальчика, трактористке Сырен-Дулме. Много места и в описываемых событиях и в жизни самого Батожаба занимает улусная почтальонка Хурла. Писатель вер но подметил, как вместе с невзгодами, при несенными войной, в сознании некоторых улусников пробудились религиозные пред рассудки, как люди, подобные почтальон- ке, спешат воспользоваться этим ради ко рыстных целей. На первый взгляд, созда ется впечатление, что Ц. Жимбиев уделя ет Хурле и ее козням неоправданно много
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2