Сибирские огни, 1974, №9

Вот это и есть четкость позиции худож ­ ника в выявлении социально-этических тен­ денций народного творчества. Батыру Тон Аралчыну, непомерно могуче­ му и бесконечно доброму, готовому помочь всем обездоленным и угнетенным, очень тесно, неуютно сидеть в предельно сжатом пространстве иллюстрации, сила его ищет выхода. Очень естественно, поэтично вписы­ вается в мир природы — деревьев и зве­ р ей— Березовая Девушка, ведущая в пово­ ду коня. Таких разных композиционных приемов пространственного решения иллюстраций у JI. Серкова — множество. С их помощью он достигает особой выразительности каждого листа. Орнаментальное наполнение рисунков скромно. Для художника главное — в компо­ новке сюжета, характерах изображаемых лиц, пропорциях фигур. Деликатно, со вкусом использован орна­ мент в оформлении авантитула, титульного листа, колонцифр. Яркий форзац гармониру­ ет с общим ровным тоном книги, оттеняя его, подчеркивая. Поэтика Л . Серкова своеобразна, нетра­ диционна. Это не мелодия народного инстру­ мента, а скорее всего сам инструмент, и да­ же кряжистое дерево, из которого сделан он, и земля, вскормившая это дерево. Остается добавить: иллюстрации печата­ лись офсетным способом, специальной алю­ миниевой пастой. Это своеобразный подвиг новосибирских полиграфистов — печатницы Н. С. Куликовой, офсетчиков А. И. Почин- кова и А. И. Белых. Сборник бурятских сказок «Меткая стре­ ла» (1973). Л . Серков и здесь не изменил своей мане­ ры стилизации, своего понимания поэтики народной сказки. Только иной графический «почерк», обусловленный двухцветным штри­ хом, сделал рисунок более резким. Белый фон проявил движения героев, лишил их скованности, придал большую повествова- тельность, конкретность сюжетам рисунков. В этой книге шире и разнообразнее исполь­ зованы элементы национального орнамента. Книга бурятских сказок — праздничнее, наиолненнее движением, светом, прихотли­ вее по ритму. 5 Разговор о серии народных сказок не окончен. Сейчас Э. Гороховский и Л . Сер­ ков работают над очередными томами. Мне хотелось в какой-то мере познако­ мить читателей с работами трех разных и интересных новосибирских художников, привлечь к ним внимание любителей книги. В Новосибирске плодотворно трудится большой отряд графиков, создающих порою талантливые произведения, однако област­ ные художественные выставки слабо пред­ ставляют эту сторону их творчества, а об устроении выставки «книжников» можно только мечтать. Впрочем, почему только мечтать? Надо устраивать такие выставки. В наши дни н а с т о я щ а я книга—это не только полноценный текст, но и полно­ ценное его графическое оформление, делаю­ щее книгу произведением искусства, достой­ ным изучения, исследования и любования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2