Сибирские огни, 1974, №9
Вот это и есть четкость позиции худож ника в выявлении социально-этических тен денций народного творчества. Батыру Тон Аралчыну, непомерно могуче му и бесконечно доброму, готовому помочь всем обездоленным и угнетенным, очень тесно, неуютно сидеть в предельно сжатом пространстве иллюстрации, сила его ищет выхода. Очень естественно, поэтично вписы вается в мир природы — деревьев и зве р ей— Березовая Девушка, ведущая в пово ду коня. Таких разных композиционных приемов пространственного решения иллюстраций у JI. Серкова — множество. С их помощью он достигает особой выразительности каждого листа. Орнаментальное наполнение рисунков скромно. Для художника главное — в компо новке сюжета, характерах изображаемых лиц, пропорциях фигур. Деликатно, со вкусом использован орна мент в оформлении авантитула, титульного листа, колонцифр. Яркий форзац гармониру ет с общим ровным тоном книги, оттеняя его, подчеркивая. Поэтика Л . Серкова своеобразна, нетра диционна. Это не мелодия народного инстру мента, а скорее всего сам инструмент, и да же кряжистое дерево, из которого сделан он, и земля, вскормившая это дерево. Остается добавить: иллюстрации печата лись офсетным способом, специальной алю миниевой пастой. Это своеобразный подвиг новосибирских полиграфистов — печатницы Н. С. Куликовой, офсетчиков А. И. Почин- кова и А. И. Белых. Сборник бурятских сказок «Меткая стре ла» (1973). Л . Серков и здесь не изменил своей мане ры стилизации, своего понимания поэтики народной сказки. Только иной графический «почерк», обусловленный двухцветным штри хом, сделал рисунок более резким. Белый фон проявил движения героев, лишил их скованности, придал большую повествова- тельность, конкретность сюжетам рисунков. В этой книге шире и разнообразнее исполь зованы элементы национального орнамента. Книга бурятских сказок — праздничнее, наиолненнее движением, светом, прихотли вее по ритму. 5 Разговор о серии народных сказок не окончен. Сейчас Э. Гороховский и Л . Сер ков работают над очередными томами. Мне хотелось в какой-то мере познако мить читателей с работами трех разных и интересных новосибирских художников, привлечь к ним внимание любителей книги. В Новосибирске плодотворно трудится большой отряд графиков, создающих порою талантливые произведения, однако област ные художественные выставки слабо пред ставляют эту сторону их творчества, а об устроении выставки «книжников» можно только мечтать. Впрочем, почему только мечтать? Надо устраивать такие выставки. В наши дни н а с т о я щ а я книга—это не только полноценный текст, но и полно ценное его графическое оформление, делаю щее книгу произведением искусства, достой ным изучения, исследования и любования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2