Сибирские огни, 1974, №9

торая вобрала бы в себя к а ж д о г о героя шорских сказаний. В работах к «Ай-Толаю», на мой взгляд, сказалась и некоторая инерция, овладевшая художником. Поэтому, если с полной уве­ ренностью можно говорить об общем успехе оформления, то в частностях обнаружива­ ются и промахи, и недочеты, главный из ко­ торых — в чрезмерности иллюстраций, зна­ комящих с героями эпоса не через дейст­ вие, а демонстрацией ряда застывших, од­ нообразных фигур. 3 Книгам, о которых будет сказано ниже, повезло более, чем остальным. «Быль и небыль», «Ак-Чечек — Белый Цветок», «Тувинские сказки» (художник Л . Серков, о работе которого мы скажем особо) отмечены дипломами Всероссийских конкурсов на лучшую книгу, года. Кроме диплома, похвальных отзывов критики и читателей, широкий отклик полу­ чили иллюстрации Э. Гороховского к тому «Эвенкийских сказок» (1971). Они экспони­ ровались на Всероссийской выставке дет­ ской книги (1972), вошли в экспозицию со­ ветских работ на Биеналле-73 в Братиславе, куда был приглашен и автор. Работы Э. Гороховского к «Сказкам ста­ рого Тыма» В. Пухначева (ханты-мансий- ские сказки) не нашли столь значительного признания, хотя книга была восторженно встречена критикой. Попытаемся в развитии нашего утвержде­ ния о том, что этим двум изданиям повезло более, чем прочим, уяснить причины неоди­ наковости успеха художника. «Эвенкийские сказки». Конструкция кни­ ги подвижна, динамична. Декоративные за­ ставки с элементами эвенкийского орнамен­ та и народного рисунка несут в себе и л - л ю с т р а т и в н о с т ь . Разноформатные сюжетно-декоративные концовки обладают тем же качеством. Все это связывается широкой чередой разворотных иллюстраций, изображающих сказочные сцены и сцены из жизни эвенков. Иллюстрации выполнены в манере и цвето­ вой гамме декоративно-прикладного эвен­ кийского искусства, тонко и со вкусом сти­ лизованы. Но сам принцип стилизации здесь иной, чем в работах над оформлением алтайских сказок: здесь в основу прочтения наивных, немногословных, ясных эвенкийских сказок художником взят цвет и орнамент ковра- кошмы. Это повлекло за собой и выбор со­ ответственной техники (гравюра на карто­ не), и сосредоточение основного внимания на композиции рисунка. Она проста, подчас примитивна (а точнее сказать — стилизова­ на под примитив). Разворотные иллюстрации построены в излюбленной манере Э. Гороховского — си- л’уэтно, необъемно, если можно так выра­ зиться,— двумерно, в пространстве и пло­ скости листа. Это сковывает движения геро­ ев, придавая в то же время гравюрам боль­ шую узорность. Сюжеты иллюстраций здесь тесно не свя­ заны с конкретными положениями и ситуа­ циями текста. Герои сказок даны скорее в этнографическом ракурсе. Иллюстрации здесь — воплощение того живого, матери­ ального пространства, в котором родились сказки, которым они наполнены через слово. Отсюда — обилие предметов быта, стерео­ типность героев и сцен. Конкретные иллюстративные связи ху­ дожник переложил на заставки и концовки, особенно — концовки, они непосредственно отражают события, но этим не выбиваются из общего строя книги, будучи стилизованы под народный рисунок, вышивку. В цвете вся книга монохромна, скромна, тепла и естественна. Удачно найдено оформление переплета — простое, лаконичное, лишенное внешней броскости: человек на олене, яркое пятно встающего солнца. Это мы видим как бы из­ дали. Мы узнаем и этого человека, и его мир, полюбим их, прочитав книгу. «Сказки старого Тыма». Книжная форма этого тома серии представляется нам наибо­ лее цельной. Книге, обращенной непосредст­ венно к ребенку, младшему школьнику, как нельзя лучше «пришелся впору» и формат, и шрифт, и материал (бумага, переплет), рассчитанный на многократное пользование. Но более всего здесь точны по адресу ил­ люстрации. Их можно р а с с м а т р и в а т ь , а иначе ребенок и не представляет себе об­ щения с изобразительным материалом в книге. Этот материал для него должен быть на­ полнен информацией,— детально, последо­ вательно, многопланово подкрепляющей текст, возбуждающей воображение, сотвор­ чество. Доступность иллюстративного материала в детской книге однозначна достоверности, соответствию графики с текстом в каждой детали, в сюжете. Выбор техники, манера художника должны учитывать способности и возможности детского восприятия. Все это Э. Гороховским учтено в полной мере. Макет книги строго ритмичен, современен: квадрат формата подчеркивают квадратные полосные иллюстрации, акцентировайные квадрат,ными вставками иного цвета. По этому же принципу решено все оформление книги, на этой основе построены и переплет, и форзац, и титул, и шмуцтитулы. Иллюстрации двуплановы: в меньшем, се­ ребристо-сером по тону, квадрате художник помещает главных героев, а вокруг — в замкнутом пространстве большего квадра­ та — разворачивается действие сказки. Иллюстрации повествовательны, дотошны. Карандашный рисунок очень правильный — в полутонах, наполненный деталями, пред­ метами, выписанными реально, достоверно. Звери почти не сказочные, т. е. почти «не- очеловеченные», натуральные; люди — серия портретов с четкими характеристиками. На­ циональный (ханты-мансийский) орнамент использован скупо в книжном блоке и ярке, контрастно дан на форзаце.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2