Сибирские огни, 1974, №9
торая вобрала бы в себя к а ж д о г о героя шорских сказаний. В работах к «Ай-Толаю», на мой взгляд, сказалась и некоторая инерция, овладевшая художником. Поэтому, если с полной уве ренностью можно говорить об общем успехе оформления, то в частностях обнаружива ются и промахи, и недочеты, главный из ко торых — в чрезмерности иллюстраций, зна комящих с героями эпоса не через дейст вие, а демонстрацией ряда застывших, од нообразных фигур. 3 Книгам, о которых будет сказано ниже, повезло более, чем остальным. «Быль и небыль», «Ак-Чечек — Белый Цветок», «Тувинские сказки» (художник Л . Серков, о работе которого мы скажем особо) отмечены дипломами Всероссийских конкурсов на лучшую книгу, года. Кроме диплома, похвальных отзывов критики и читателей, широкий отклик полу чили иллюстрации Э. Гороховского к тому «Эвенкийских сказок» (1971). Они экспони ровались на Всероссийской выставке дет ской книги (1972), вошли в экспозицию со ветских работ на Биеналле-73 в Братиславе, куда был приглашен и автор. Работы Э. Гороховского к «Сказкам ста рого Тыма» В. Пухначева (ханты-мансий- ские сказки) не нашли столь значительного признания, хотя книга была восторженно встречена критикой. Попытаемся в развитии нашего утвержде ния о том, что этим двум изданиям повезло более, чем прочим, уяснить причины неоди наковости успеха художника. «Эвенкийские сказки». Конструкция кни ги подвижна, динамична. Декоративные за ставки с элементами эвенкийского орнамен та и народного рисунка несут в себе и л - л ю с т р а т и в н о с т ь . Разноформатные сюжетно-декоративные концовки обладают тем же качеством. Все это связывается широкой чередой разворотных иллюстраций, изображающих сказочные сцены и сцены из жизни эвенков. Иллюстрации выполнены в манере и цвето вой гамме декоративно-прикладного эвен кийского искусства, тонко и со вкусом сти лизованы. Но сам принцип стилизации здесь иной, чем в работах над оформлением алтайских сказок: здесь в основу прочтения наивных, немногословных, ясных эвенкийских сказок художником взят цвет и орнамент ковра- кошмы. Это повлекло за собой и выбор со ответственной техники (гравюра на карто не), и сосредоточение основного внимания на композиции рисунка. Она проста, подчас примитивна (а точнее сказать — стилизова на под примитив). Разворотные иллюстрации построены в излюбленной манере Э. Гороховского — си- л’уэтно, необъемно, если можно так выра зиться,— двумерно, в пространстве и пло скости листа. Это сковывает движения геро ев, придавая в то же время гравюрам боль шую узорность. Сюжеты иллюстраций здесь тесно не свя заны с конкретными положениями и ситуа циями текста. Герои сказок даны скорее в этнографическом ракурсе. Иллюстрации здесь — воплощение того живого, матери ального пространства, в котором родились сказки, которым они наполнены через слово. Отсюда — обилие предметов быта, стерео типность героев и сцен. Конкретные иллюстративные связи ху дожник переложил на заставки и концовки, особенно — концовки, они непосредственно отражают события, но этим не выбиваются из общего строя книги, будучи стилизованы под народный рисунок, вышивку. В цвете вся книга монохромна, скромна, тепла и естественна. Удачно найдено оформление переплета — простое, лаконичное, лишенное внешней броскости: человек на олене, яркое пятно встающего солнца. Это мы видим как бы из дали. Мы узнаем и этого человека, и его мир, полюбим их, прочитав книгу. «Сказки старого Тыма». Книжная форма этого тома серии представляется нам наибо лее цельной. Книге, обращенной непосредст венно к ребенку, младшему школьнику, как нельзя лучше «пришелся впору» и формат, и шрифт, и материал (бумага, переплет), рассчитанный на многократное пользование. Но более всего здесь точны по адресу ил люстрации. Их можно р а с с м а т р и в а т ь , а иначе ребенок и не представляет себе об щения с изобразительным материалом в книге. Этот материал для него должен быть на полнен информацией,— детально, последо вательно, многопланово подкрепляющей текст, возбуждающей воображение, сотвор чество. Доступность иллюстративного материала в детской книге однозначна достоверности, соответствию графики с текстом в каждой детали, в сюжете. Выбор техники, манера художника должны учитывать способности и возможности детского восприятия. Все это Э. Гороховским учтено в полной мере. Макет книги строго ритмичен, современен: квадрат формата подчеркивают квадратные полосные иллюстрации, акцентировайные квадрат,ными вставками иного цвета. По этому же принципу решено все оформление книги, на этой основе построены и переплет, и форзац, и титул, и шмуцтитулы. Иллюстрации двуплановы: в меньшем, се ребристо-сером по тону, квадрате художник помещает главных героев, а вокруг — в замкнутом пространстве большего квадра та — разворачивается действие сказки. Иллюстрации повествовательны, дотошны. Карандашный рисунок очень правильный — в полутонах, наполненный деталями, пред метами, выписанными реально, достоверно. Звери почти не сказочные, т. е. почти «не- очеловеченные», натуральные; люди — серия портретов с четкими характеристиками. На циональный (ханты-мансийский) орнамент использован скупо в книжном блоке и ярке, контрастно дан на форзаце.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2