Сибирские огни, 1974, №9
нутым в огне,— уверял Аба.— Говорю вам, были, правда были, среди шаманов такие необыкновенные. — Ну, хватит! Ба-таа! — остановит Тари, огладив по привычке ко ротенькие косички Но Монкуш не унимается: — А вылетавших в-дымоход вы видели, дедушка Аба? Нет, вот этими своими двумя не видел. Те, которых жгли в Те- рен-Кообы, вроде бы не вылетали... Не помню. Но своими ушами слы шал, что кам Тостогош из нашего племени иркитов, взявши под мышки внука Качи, тоже кама, вылетел в дымовое отверстие, превратился в ле бедя и скрылся в небе... От наших иркитов этого можно ждать... Да, мож но... Иркиты — необыкновенные люди! — Это не для них ли собачье мясо лучше бараньего? — громко з а хохочет Монкуш2. Аба помрачнеет — туча тучею — покашляет и умолкнет, тогда на долго. Видя, что старик осердился, Монкуш начнет ласково подъезжать: Значит, вы не только в Ак-Бурхана, но и в некоторых камов ве рите, Аба? Аба жмурил глаза, словно к чему-то прислушивался и таинственно с кем-то общался. В этот миг он впрямь напоминал мудреца, которому все видно, известно, понятно. Каким бы ты ни был комсомольцем, Монкуш, знай, что без бога ничто на белом свете не существует. — И дождевой червяк создан богом? — И та-тай! — брезгливо восклицал старик. — Бога нету, наверное, только для тебя и червяка. Для остальных он существует. — Воздев су хие руки к небу, запрокинув маленькую седую голову, Аба подолгу смот рел в дымоход: очнувшись и как бы возвратясь с того света, снова при нимался за свое: — Даже волк живет с разрешения бога. Как ты думаешь, почему он воет, задрав морду к небу? Пищи просит у бога. А бог-то, глядишь, и пошлет ему зверя или скотину. Так что бога' следует уважать, не забы вать ни в радости, ни в беде. — Аба, — вступал уже Эрден серьезно, — но если бог жалеет че ловека и всех живущих на земле, то отчего же он не останавливает вой ны? Он бы сделал, чтобы люди не враждовали... — Ишь ты, какой! — дернется дед. — Ты не поддевай меня, а лучше разумей, что говорю: бог создал человека не для смерти, а если человек и умирает, то душа его, дух его, остаются живы. — И бродят в горах? — А как же! Следят, чтобы порядок был на земле. Вот наши мара лы — животные священные, и горные духи... — Расправляются со всеми, кто их убивает! .— А как же! Иначе порядка не наведешь. Садраша ты пом нишь? Как не помнить Садраша!.. Случился в тайге пожар. Все жители на борьбу вышли. Трудно приходилось людям, а звери просто обезумели от огня и дыма. Выскочил из огня марал, стал носиться туда-сюда, взметы вать рогами. Не смог равнодушно смотреть на это парень по имени Сад- раш и пристрелил марала. Уставший, он съел шашлык из маральего мяса, расседлал коня, концом аркана обмотал себе ноги, чтобы конь не ушел. И задремал. А конь молодой, строптивый. Испугался какого-то рыка звериного — 1 Прежде алтайки гладили косички в знак уважения или просто — при упомина нии о боге. 2 Иркиты промемяли барана на собаку — алтайская поговорка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2