Сибирские огни, 1974, №9

ет серебряное седло, шелковые и жемчуж­ ные кисти висят до земли. В одежде белой, как раннее утро, Ак- Чечек быстро-быстро поскакала...». Это одно существо — прекрасное, светлое. А вот другое. «Кочевал по Алтаю, верхом на синем бы­ ке, Дьел.беген-людоед. У него семь голов, Если в работе над алтайскими сказками художник решал эту задачу, широко ис­ пользуя бытовой орнамент, стилизуя птиц и зверей, как бы спрессовывая движения ге­ роев, то шорский эпос, собранный и пере­ веденный Александром Смердовьш, Э. Го­ роховский «прочитал» иначе, хотя цель его осталась неизменной: выявление этического Худож ник Э . Г О Р О Х О В С К И М . Иллюстрация из книги шорского эпоса <г Ай-Толай» А. Смердова. семь глоток, четырнадцать глаз. Днем он спал, ночью охотился, вместо дичи людей добывал. От его глаз ни старому, ни малому не скрыться, из его рук ни силачу, ни герою не вырваться...». Художник не увлекается возможностями поверхностного иллюстрирования, «копиро­ вания» текста (а они так заманчивы!) Он делает все, чтобы в ы я в и т ь и подчерк­ нуть красоту естественности и правды, тер­ пения и мужественности, чтобы акцентиро­ вать неприглядность лжи, безобразность ту­ пой силы, бесчеловечность жестокости и насилия. 12. Сибирские огни № 9. и социального смысла и значения фоль­ клора. Здесь, в книге «Ай-Толай» (1973), орна­ мент рассредоточен по всему пространству полос набора, он связывает отдельные по­ лосы, как мелодия связывает слова. Орнамент присутствует и на оборотах многочисленных разворотных иллюстраций, прихотливый узор окружает фигуры на об­ ложке книги. В самих же иллюстрациях элементы шор­ ского народного изобразительного искусст­ ва даны скупо. Главное внимание уделено созданию широкой эпической картины, ко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2