Сибирские огни, 1974, №9
лоса выполнена в контрасте с левой, в при глушенных серо-зеленых тонах. И виден че ловек, и виден мир, в котором он живет, мудрость которого он вбирает, чтобы бес корыстно делиться ею с людьми. Каждая из семи разворотных иллюстра ций— богата, щедра. Каждая и незатейли ва, и прихотлива, и лаконична, и подробна, и являет обобщенный образ, и представляет нашему взору конкретного человека, кон кретного героя сказки. Незатейливая по сюжету, иллюстрация предельно насыщена деталями быта, орна мента, пейзажа; лаконичная по компози ции,— она подробна в изображении линий, оттенков каждой фигуры, предмета. И крас на девица или добрый молодец и другие ге рои у В. А вдеева— это и традиционная фи гура,, сказочный тип, но раскрывающийся какой-то своей отличительной чертой харак тера (всмотритесь в ухмылку черта, при метьте цветочек, который он так артистично и .непринужденно дер'жит в зубах!). Своеобразны, интересны обороты цветных вклеек. На черном фоне белые контурные фигуры— элементы русской орнаментики — дивы, львы... В многозначности сказалось широкое, умелое и в то же время изящное использо вание художником традиций русского на родного художественного творчества. Весела, богата, правдива и прекрасна рус ская сказка! Так ее прочитал Владимир Авдеев. Закрываешь эту книгу, и слышится песня его красок и линий,-- глубоко искренняя, русская, талантливая. 2 Возможно ли стереотипное следование и в конструкции, и в иллюстрировании книг од ной серии, если началась она неповторимо? И всегда ли с е р и я предполагает с т а н д а р т ? Конечно же, серия изданий в стандарт ном оформлении удобна издательству и по лиграфистам, привлекает внимание читате- ля-покупателя, но в данном случае, когда серию составляют сказки разных народов, стандартность книжно-графического реше ния принизила бы работу художников, не позволила бы им помочь читателю войти то в мир алтайских преданий, то стать сви детелями героических дел шорского богаты ря Ай-Толая, то оказаться у таежного кост ра и услышать простодушный, но глубокий по своей жизненности рассказ старого ханты. Издательство ограничило художников об щими принципами (формат, полосность ил люстраций, обьем текста), издательство — со второй книги — ограничило вместе с ху дожниками и себя, четко сориентировав шись на возможности местной полиграфиче ской базы. Так, творчеству Эдуарда Гороховского и Льва Серкова были определены чисто тех нические отправные точки. Но и «Ак-Чечек», и «Меткая стрела», и «Сказки старого Тыма», и другие издания, отвечая всем внешним требованиям серии, борются со стандартностью оформления, которую она предполагает. Борются самим оформлением. И эта борьба показательна, знаменательна и плодотворна. Эдуард Гороховский, работая над оформ лением книги алтайских сказок «Ак-Че ч ек— Белый Цветок» (1967), неожидан но для любителей его графики проявил се бя знатоком Горного Алтая, его националь ной орнаментики, быта, фольклора. Своеобразие, богатство, сложность элемен тов алтайскою народного искусства, гума низм и социальная острота сказок, эпоса — эти составляющие и определили графическое решение книги. Черно-белые полосные гравюры, предпос ланные художником каждому произведе нию, цветные орнаментальные заставки, со седствующие с наборным текстом заглавий, создают стройный ритм книги, подчеркива ют значительность каждой сказки и их ес тественную взаимосвязь. Статичность иллюстраций скорее кажу щаяся. Неподвижность фигур героев и зве рей — это краткий миг движения, останов ленный художником. И, вглядываясь в каж дый оттиск, мы точно предугадываем пред ысторию и развитие движения. Иными сло вами, здесь Э. Гороховский достиг эффекта многовременности, длительности гравюры, дал возможность нашему восприятию ожи вить каждую композицию — от истоков дви жения к изображенному (остановленному) мгновению, и от него — к исходу. Исход же проясняется текстом сказки, следующим за гравюрой и заставкой. Четкость, стройность ритма книги опреде ляется и направлением движения в каждой иллюстрации. Иллюстрации помещены на левых полосах разворотов, и направление движения всюду — слева направо. И это не просто удачная находка, искусственно соз дающая ритм, это еще и следование алтай ской условно-традиционной изобразительной манере (наскальные рисунки). Фигура богатыря, изображенная на об ложке,— весьма интересна. Здесь трудно го ворить об индивидуальных чертах характе ра героя. Это обобщенный образ могучего, ловкого, ладного воина и охотника-алтай- ца. Подробно выписанные детали одежды и снаряжения, скупая вязь орнамента, хорошо переданная фактура меха и кожи, сильный, изящный изгиб фигуры, — все это делает героя очень колоритным, способным ввести читателя в книгу и м е н н о алтайских сказок. Э. Гороховский не поосто создал серию линогравюр по мотивам литературного про изведения, он задался более сложной це лью — графическими средствами помочь чи тателю полнее выявить нравственные и со- циальнь 1 £ мотивы алтайского фольклора. И цель эта достигнута. Представим двух сказочных героев. «Ак-Чечек долго одевалась, выбирая. Но и без выбора, если бы она оделась, все рав но прекраснее нет никого на земле. Переступила Ак-Чечек через порог — у порога бархатно-черный конь стоит. Жемчу гом украшена узда, молочным блеском сия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2