Сибирские огни, 1974, №9
ИСКУССТВО А . Батурин СКАЗКИ ТРЕХ ГРАФИКОВ (В. Авдеев, Э. Гороховский, Л. Серков) ' Вопрос «для чего создается эта кни га?» — поочередно задают себе, приступая к работе, и автор текста, и издатели, и авторы книги-предмета — художники и по лиграфисты. Ответ о цели книги дается автором тек ста в самом тексте — в его материале, в идейной направленности, а издательские ав торы книги заняты не только поисками гра фических эквивалентов замысла писателя. Художники книги, если это н а с т о я щ и е художники н а с т о я щ е й книги, не подхо дят к своему делу столь односторонне, хотя отправной точкой для их работы был и ос тается т е к с т . Но один и тот же текст, из данный в разное время, и оставаясь «в букве своей» неизменным, воспринимается по-разному; художники книги, находясь между писателем и читателем, учитывая сирое, воплощают в книге-предмете на базе текста свои мысли, свою индивидуальность, свои издательские цели. Спрос — это не только потребность книж ного рынка в литературе того или иного рода, но и отношение читателя-покупателя к внешнему виду книги, ее оформлению и по лиграфическому исполнению. Здесь речь пойдет о книге нерядовой, или, обращаясь к терминологии книжного рын ка, о «подарочном» издании. И в этом случае возможности художни ков не безграничны. Любой проект, любой макет останется макетом и проектом, если его не воплотить в тираже. Художник не может не ориентироваться на возможности полиграфической базы, вынужден «насту пать на горло собственной песне» из-за тех нического уровня этой базы, иначе при вос произведении оригиналов полиграфисты с еще большей силой «наступят на горло» ху дожника, не имея средств для точной пере дачи красок, оттенков, конструкции макета. «...В современном индустриальном поли графическом производстве, как правило, ху дожник отчужден от следующих за творче ским актом операций. А функции полигра фиста обычно сводятся к техническому вос производству» (В . Ляхов. Искусство книги) на уровне имеющихся технических средств. Но «отчужденный» в процессе тиражиро вания художник не перестает быть а в т о р о м каждой книги из тиража, хотя она будет отличаться от макета, как дождли вый день от солнечного. Непросто работать художнику книги... Представьте себе писателя, который, соз давая литературное произведение, постоян но сдерживал бы себя от применения каких- нибудь приемов или средств. Абсурд? А ху дожнику порою приходится сознательно от казываться от использования того или ино го оттенка, цвета, штриха. Он заранее зна ет: в печати — «не получится, исказится». Но хватит говорить об этом! Как бы не возникло такое ощущение, что художник по рукам связан. Да, слаба пока у нас в Новосибирске книжно-полиграфическая база, и крупному зональному издательству зачастую трудно продемонстрировать свои возможности, если не удается найти «выход» в другие города. И сколько же, невзирая на это, прекрасных книг оно выпустило и выпускает. Книг, ис чезающих с прилавков в считанные дни, дипломируемых на Всесоюзных и Всерос сийских конкурсах, экспонируемых на меж дународных выставках. Наш разговор — об одной из серий таких изданий. О серии сборников народных ска зок. Книги, о которых пойдет разговор, фор мально не объединены в серию. Нет на это указаний в тематических планах, нет обоз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2