Сибирские огни, 1974, №9

ИСКУССТВО А . Батурин СКАЗКИ ТРЕХ ГРАФИКОВ (В. Авдеев, Э. Гороховский, Л. Серков) ' Вопрос «для чего создается эта кни­ га?» — поочередно задают себе, приступая к работе, и автор текста, и издатели, и авторы книги-предмета — художники и по­ лиграфисты. Ответ о цели книги дается автором тек­ ста в самом тексте — в его материале, в идейной направленности, а издательские ав­ торы книги заняты не только поисками гра­ фических эквивалентов замысла писателя. Художники книги, если это н а с т о я щ и е художники н а с т о я щ е й книги, не подхо­ дят к своему делу столь односторонне, хотя отправной точкой для их работы был и ос­ тается т е к с т . Но один и тот же текст, из­ данный в разное время, и оставаясь «в букве своей» неизменным, воспринимается по-разному; художники книги, находясь между писателем и читателем, учитывая сирое, воплощают в книге-предмете на базе текста свои мысли, свою индивидуальность, свои издательские цели. Спрос — это не только потребность книж­ ного рынка в литературе того или иного рода, но и отношение читателя-покупателя к внешнему виду книги, ее оформлению и по­ лиграфическому исполнению. Здесь речь пойдет о книге нерядовой, или, обращаясь к терминологии книжного рын­ ка, о «подарочном» издании. И в этом случае возможности художни­ ков не безграничны. Любой проект, любой макет останется макетом и проектом, если его не воплотить в тираже. Художник не может не ориентироваться на возможности полиграфической базы, вынужден «насту­ пать на горло собственной песне» из-за тех­ нического уровня этой базы, иначе при вос­ произведении оригиналов полиграфисты с еще большей силой «наступят на горло» ху­ дожника, не имея средств для точной пере­ дачи красок, оттенков, конструкции макета. «...В современном индустриальном поли­ графическом производстве, как правило, ху­ дожник отчужден от следующих за творче­ ским актом операций. А функции полигра­ фиста обычно сводятся к техническому вос­ производству» (В . Ляхов. Искусство книги) на уровне имеющихся технических средств. Но «отчужденный» в процессе тиражиро­ вания художник не перестает быть а в т о ­ р о м каждой книги из тиража, хотя она будет отличаться от макета, как дождли­ вый день от солнечного. Непросто работать художнику книги... Представьте себе писателя, который, соз­ давая литературное произведение, постоян­ но сдерживал бы себя от применения каких- нибудь приемов или средств. Абсурд? А ху­ дожнику порою приходится сознательно от­ казываться от использования того или ино­ го оттенка, цвета, штриха. Он заранее зна­ ет: в печати — «не получится, исказится». Но хватит говорить об этом! Как бы не возникло такое ощущение, что художник по рукам связан. Да, слаба пока у нас в Новосибирске книжно-полиграфическая база, и крупному зональному издательству зачастую трудно продемонстрировать свои возможности, если не удается найти «выход» в другие города. И сколько же, невзирая на это, прекрасных книг оно выпустило и выпускает. Книг, ис­ чезающих с прилавков в считанные дни, дипломируемых на Всесоюзных и Всерос­ сийских конкурсах, экспонируемых на меж­ дународных выставках. Наш разговор — об одной из серий таких изданий. О серии сборников народных ска­ зок. Книги, о которых пойдет разговор, фор­ мально не объединены в серию. Нет на это указаний в тематических планах, нет обоз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2