Сибирские огни, 1974, №9

«больших и малых бед жизни». И футляр этот оказался настолько прочным, что его не смогла даж е пробить настоящая любовь. Футляр захлопнулся как раз в тот момент, когда нужно было сделать всего один шаг, всего одно усилие навстречу своему счастью, — захлопнулся и отныне стал для героя гро­ бом, могилой на этом свете. Здесь мы намеренно воздержимся от сен­ тенций, вроде того, что: «рассказ Нагибина направлен против людей, не умеющих рас­ порядиться собственным счастьем»; «в рас­ сказе звучит осуждение духовной мягкоте­ лости»; «писатель показывает, какая это страшная сила — земное притяжение обы­ денщины,— способная обескровить человече­ скую душу...» Таких формулировок и глубокомысленных выводов сделать можно сколько угодно, и все они будут верны и правомочны. Но, нам кажется, ни одну из подобных задач Наги­ бин перед собой не ставил, равно как и не задавался целыо кого-то осуждать и разоб­ лачать. Просто он написал отличный рассказ во имя любви, напомнив нам еще раз, что счастье приходит лишь к людям, достойным его, а единожды струсивший перед любовью подобен заживо погребенному, и участь его заслуживает лишь горького сожаления. Вот почему, несмотря на относительную давность лет, прошедших со дня появления «Седых волос» в печати, рассказ Юрия Нагибина остается, на наш взгляд, одним из самых поэтических в ряду современных произведе­ ний о любви. Всякая солидная критическая статья долж ­ на содержать в себе какие-то выводы или же давать некоторые не очень назойливые рекомендации. Мы же рискнули вместо об­ щепринятого резюме предложить разбор двух повестей и рассказа, могущих, по на­ шим понятиям, служить если не образцом, то хотя бы надежным ориентиром при осве­ щении данной темы. Надежность этих про­ изведений нам видится в той огромной от­ ветственности, с какой и Лавров, и Шугаев, и Нагибин подошли к изображению интим­ ных сторон человеческой жизни. Писатели обратились к этой деликатной «сфере» вовсе не ради того, чтобы поведать еще одну пи­ кантную историю,— их перо направляло ж е­ лание рассказать о .красоте настоящего боль­ шого чувства, о человеческом долге и чести. Поэтическую ткань этих произведений не за ­ пятнали даж е вставленные в них «адюль­ терные» эпизоды, настолько нравственно-не­ погрешима их основа, настолько прочна «броня» авторской позиции. Теперь, очевидно, читатель поймет, почему в качестве эпиграфа к данной статье мы из­ брали малозначащий диалог из пьесы А. Софронова «Стряпуха замужем». Дейст­ вительно, любовь ■— самый нежный цветок на клумбе страстей человеческих, и обра­ щаться с ним .надо так, чтобы «не запылил­ ся», чтобы ничем не запятнать, не опорочить его первозданной красоты. ------

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2