Сибирские огни, 1974, №9
«больших и малых бед жизни». И футляр этот оказался настолько прочным, что его не смогла даж е пробить настоящая любовь. Футляр захлопнулся как раз в тот момент, когда нужно было сделать всего один шаг, всего одно усилие навстречу своему счастью, — захлопнулся и отныне стал для героя гро бом, могилой на этом свете. Здесь мы намеренно воздержимся от сен тенций, вроде того, что: «рассказ Нагибина направлен против людей, не умеющих рас порядиться собственным счастьем»; «в рас сказе звучит осуждение духовной мягкоте лости»; «писатель показывает, какая это страшная сила — земное притяжение обы денщины,— способная обескровить человече скую душу...» Таких формулировок и глубокомысленных выводов сделать можно сколько угодно, и все они будут верны и правомочны. Но, нам кажется, ни одну из подобных задач Наги бин перед собой не ставил, равно как и не задавался целыо кого-то осуждать и разоб лачать. Просто он написал отличный рассказ во имя любви, напомнив нам еще раз, что счастье приходит лишь к людям, достойным его, а единожды струсивший перед любовью подобен заживо погребенному, и участь его заслуживает лишь горького сожаления. Вот почему, несмотря на относительную давность лет, прошедших со дня появления «Седых волос» в печати, рассказ Юрия Нагибина остается, на наш взгляд, одним из самых поэтических в ряду современных произведе ний о любви. Всякая солидная критическая статья долж на содержать в себе какие-то выводы или же давать некоторые не очень назойливые рекомендации. Мы же рискнули вместо об щепринятого резюме предложить разбор двух повестей и рассказа, могущих, по на шим понятиям, служить если не образцом, то хотя бы надежным ориентиром при осве щении данной темы. Надежность этих про изведений нам видится в той огромной от ветственности, с какой и Лавров, и Шугаев, и Нагибин подошли к изображению интим ных сторон человеческой жизни. Писатели обратились к этой деликатной «сфере» вовсе не ради того, чтобы поведать еще одну пи кантную историю,— их перо направляло ж е лание рассказать о .красоте настоящего боль шого чувства, о человеческом долге и чести. Поэтическую ткань этих произведений не за пятнали даж е вставленные в них «адюль терные» эпизоды, настолько нравственно-не погрешима их основа, настолько прочна «броня» авторской позиции. Теперь, очевидно, читатель поймет, почему в качестве эпиграфа к данной статье мы из брали малозначащий диалог из пьесы А. Софронова «Стряпуха замужем». Дейст вительно, любовь ■— самый нежный цветок на клумбе страстей человеческих, и обра щаться с ним .надо так, чтобы «не запылил ся», чтобы ничем не запятнать, не опорочить его первозданной красоты. ------
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2