Сибирские огни, 1974, №9
неприкосновенности все .горестные и прек расные 'моменты прожитых лет. Но сталки вая лоб в лоб людей двух различных, как .принято говорить, мировосприятий, Л ав ров далек от мысли показать сие как тор жество добродетельного героя. Наоборот, происходит еще одно потрясение: встретив шись с бывшим своим обидчиком, Турин от четливо понял, что однажды .потерянного ни чем и никогда .не восполнить, потому что на стоящая любовь, как и жизнь, дается чело- ку одни раз. И точно так же, как жизнь че ловека подвержена всевозможным случай ностям, не всегда подвластным его воле, так и счастье .может быть потеряно однажды и навсегда. И утрата счастья — акт столь же безжалостный и необратимый, как сама смерть. Потому и так покоробило Турина «разумное» предложение поварихи Анны Фила.рето&ны жениться на ней, чтобы спо койно вместе «коротать свой веж». Повесть И. Лаврова, быть может, пока жется читателю чересчур грустной, даже пессимистической. Однако «грустные то.на» и «щемящие .ноты» являются здесь отнюдь не лирическим аккомпанементом — все эго подчинено определенной философской нап равленности произведения. Ведь Лавров ут верждает своей повестью в сущности ту же мысль, к которой пришел в итоге мучитель ных исканий-раздумий герой «Моей жиз ни» А. П. Чехова: «Я .верю, что ничто не_про ходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни». Только истина эта «добы та» у Лаврова иным путем и наполнена со вершенно иным содержанием. Если чехов ский герой делает свое открытие во имя то го, чтобы опровергнуть известную библей скую мудрость «все проходит» — муд рость, которой обыватель прикрывает обычно свои бессовестные поступки, то Лавров говорит прежде всего о памяти сердиа, о тех «зарубках», что навсегда ос таются в человеческой душе, подобно неза живающим .ранам. Людям с такими травма ми жить трудно, порой невыносимо трудно, но именно их горький сердечиый опыт и убеждает .нас в том, что .настоящая любовь на этом свете «по-прежнему жива». Прочитав заглавие повести Вячеслава Шу гаева «Разлука» («Наш современник», 1972 г., № 5 ), сразу настраиваешься на минорный лад. Ждешь, что автор покажет нам сейчас еше одно семейное пепелище. Но ожидания эти как раз и не сбываются. Автор, наоборот, рассказывает .нам .нечто невероятное и пара доксальное — удивительную историю о том, как семья, созданная наспех, не скрепленная даж е «цементом любви», устояла вопреки всему и, выдержав тяжелое испытание, ста ла настоящим прочным союзом двух. ...Жили в одном селе, двор в двор, моло дой .парень и девушка, знали д.руг друга с детства, вместе учились .в школе. Но вот прошли годы, оба кончили избранные ими учебные заведения, проходили положенное время в холостяках и, когда почувствовали, что наетала пора обзаводиться семьями, оказалось — свободных женихов и невест в данной округе уже нет. И пришлось волей- неволей «по-соседски», «по уму» сходиться и жить вместе. Брак, которым сочетались главные герои повести, отнюдь, как .видим, .не романтиче ский и не совсем привлекательный с этиче ской точки зрения. Есть в нем нечто от пат риархальщины, от обычаев «доброго старо го времени»... Но Шугаев совершенно пра вильно .показывает, что и в наше .время да леко еще не все браки заключаются на небе сах. И покуда социологи я демографы ищут всевозможные оптимальные варианты для устранения «половых диспропорций в населе нии», .поюуда еще .ведутся дискуссии об «электронной свахе», люди нередко вступа ют в брак, руководствуясь пресловутым принципом «на безрыбье и .рак .рыба». Имен но с таким настроением и шла замуж за Тро фима заневестившаяся Нина, у которой в прошлом был недолгий роман с тихоокеан ским морячком. Роман, ставший для нее горьким и полезным уроком... Вот почему без особых колебаний Нина согласилась стать женой Трофима, к которому не испы тывала никаких особых симпатий, но в ко тором увидела надежную опару, верного и преданного семьянина. Как показали годы совместной жизни, Нина .не ошиблась .в сво ем выборе. Трофим действительно оказался на .редкость заботливым главой семьи, и ког да уже казалось, что прочное гнездо свито и теперь только жить да жить, пришла беда. В конторе, где работал Трофим, появилась новая бухгалтерша — выпускница финансо вого техникума Маша Свирина. Но;венькая «с ходу» по уши влюбилась в Трофима, са ма .призналась ему в своих чувствах и нача ла всюду его преследовать. Эти «страницы любви» написаны Шугаевым превосходно. И неуемная страсть взбалмошной девчонки, и растерянность Трофима, оказавшегося вдруг в положении непрерывно осаждаемой крепости, и неуклюжие попытки героя «по- хорошему» убедить вконец потерявшую голо ву Машу — попытки, которые, как правило, кончаются новым потоком любов-ных изли яний,— все это передано автором тонко, ли рично, порой с чуть заметной иронией. Пре красно изображен в .повести и момент, ког да Нина почувствовала вдруг острый при ступ ревности, поняла, как дорог ей ее «не любимый» муж... Избранный сюжет давал Шугаеву полное право рассказать поучительную историю, как к человеку, женившемуся «по нужде», пришла .настоящая любовь и как разом рух нуло созданное им по голому .расчету семей ное гнездо. Такой вариант был бы вполне правомочен, .и, думается, никто не упрекнул бы .автора за подобное «решение .проблемы». Однако Шугаев избирает совсем иную пози цию: он открыто берет под защиту именно семью, созданную «по расчету», и свою роль защитника выдерживает до конца твердо. В противовес шастающим горе-отцам, алиментщикам и многоженцам, в про тивовес современным попрыгуньям и мотылькам обоего пола, он показы вает в своей повести человека долга и исключительной порядочности, для которого семья, на каких бы началах она ни была ос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2