Сибирские огни, 1974, №9

неприкосновенности все .горестные и прек­ расные 'моменты прожитых лет. Но сталки­ вая лоб в лоб людей двух различных, как .принято говорить, мировосприятий, Л ав­ ров далек от мысли показать сие как тор­ жество добродетельного героя. Наоборот, происходит еще одно потрясение: встретив­ шись с бывшим своим обидчиком, Турин от­ четливо понял, что однажды .потерянного ни­ чем и никогда .не восполнить, потому что на­ стоящая любовь, как и жизнь, дается чело- ку одни раз. И точно так же, как жизнь че­ ловека подвержена всевозможным случай­ ностям, не всегда подвластным его воле, так и счастье .может быть потеряно однажды и навсегда. И утрата счастья — акт столь же безжалостный и необратимый, как сама смерть. Потому и так покоробило Турина «разумное» предложение поварихи Анны Фила.рето&ны жениться на ней, чтобы спо­ койно вместе «коротать свой веж». Повесть И. Лаврова, быть может, пока­ жется читателю чересчур грустной, даже пессимистической. Однако «грустные то.на» и «щемящие .ноты» являются здесь отнюдь не лирическим аккомпанементом — все эго подчинено определенной философской нап­ равленности произведения. Ведь Лавров ут­ верждает своей повестью в сущности ту же мысль, к которой пришел в итоге мучитель­ ных исканий-раздумий герой «Моей жиз­ ни» А. П. Чехова: «Я .верю, что ничто не_про­ ходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни». Только истина эта «добы­ та» у Лаврова иным путем и наполнена со­ вершенно иным содержанием. Если чехов­ ский герой делает свое открытие во имя то­ го, чтобы опровергнуть известную библей­ скую мудрость «все проходит» — муд­ рость, которой обыватель прикрывает обычно свои бессовестные поступки, то Лавров говорит прежде всего о памяти сердиа, о тех «зарубках», что навсегда ос­ таются в человеческой душе, подобно неза­ живающим .ранам. Людям с такими травма­ ми жить трудно, порой невыносимо трудно, но именно их горький сердечиый опыт и убеждает .нас в том, что .настоящая любовь на этом свете «по-прежнему жива». Прочитав заглавие повести Вячеслава Шу­ гаева «Разлука» («Наш современник», 1972 г., № 5 ), сразу настраиваешься на минорный лад. Ждешь, что автор покажет нам сейчас еше одно семейное пепелище. Но ожидания эти как раз и не сбываются. Автор, наоборот, рассказывает .нам .нечто невероятное и пара­ доксальное — удивительную историю о том, как семья, созданная наспех, не скрепленная даж е «цементом любви», устояла вопреки всему и, выдержав тяжелое испытание, ста­ ла настоящим прочным союзом двух. ...Жили в одном селе, двор в двор, моло­ дой .парень и девушка, знали д.руг друга с детства, вместе учились .в школе. Но вот прошли годы, оба кончили избранные ими учебные заведения, проходили положенное время в холостяках и, когда почувствовали, что наетала пора обзаводиться семьями, оказалось — свободных женихов и невест в данной округе уже нет. И пришлось волей- неволей «по-соседски», «по уму» сходиться и жить вместе. Брак, которым сочетались главные герои повести, отнюдь, как .видим, .не романтиче­ ский и не совсем привлекательный с этиче­ ской точки зрения. Есть в нем нечто от пат­ риархальщины, от обычаев «доброго старо­ го времени»... Но Шугаев совершенно пра­ вильно .показывает, что и в наше .время да­ леко еще не все браки заключаются на небе­ сах. И покуда социологи я демографы ищут всевозможные оптимальные варианты для устранения «половых диспропорций в населе­ нии», .поюуда еще .ведутся дискуссии об «электронной свахе», люди нередко вступа­ ют в брак, руководствуясь пресловутым принципом «на безрыбье и .рак .рыба». Имен­ но с таким настроением и шла замуж за Тро­ фима заневестившаяся Нина, у которой в прошлом был недолгий роман с тихоокеан­ ским морячком. Роман, ставший для нее горьким и полезным уроком... Вот почему без особых колебаний Нина согласилась стать женой Трофима, к которому не испы­ тывала никаких особых симпатий, но в ко­ тором увидела надежную опару, верного и преданного семьянина. Как показали годы совместной жизни, Нина .не ошиблась .в сво­ ем выборе. Трофим действительно оказался на .редкость заботливым главой семьи, и ког­ да уже казалось, что прочное гнездо свито и теперь только жить да жить, пришла беда. В конторе, где работал Трофим, появилась новая бухгалтерша — выпускница финансо­ вого техникума Маша Свирина. Но;венькая «с ходу» по уши влюбилась в Трофима, са­ ма .призналась ему в своих чувствах и нача­ ла всюду его преследовать. Эти «страницы любви» написаны Шугаевым превосходно. И неуемная страсть взбалмошной девчонки, и растерянность Трофима, оказавшегося вдруг в положении непрерывно осаждаемой крепости, и неуклюжие попытки героя «по- хорошему» убедить вконец потерявшую голо­ ву Машу — попытки, которые, как правило, кончаются новым потоком любов-ных изли­ яний,— все это передано автором тонко, ли­ рично, порой с чуть заметной иронией. Пре­ красно изображен в .повести и момент, ког­ да Нина почувствовала вдруг острый при­ ступ ревности, поняла, как дорог ей ее «не­ любимый» муж... Избранный сюжет давал Шугаеву полное право рассказать поучительную историю, как к человеку, женившемуся «по нужде», пришла .настоящая любовь и как разом рух­ нуло созданное им по голому .расчету семей­ ное гнездо. Такой вариант был бы вполне правомочен, .и, думается, никто не упрекнул бы .автора за подобное «решение .проблемы». Однако Шугаев избирает совсем иную пози­ цию: он открыто берет под защиту именно семью, созданную «по расчету», и свою роль защитника выдерживает до конца твердо. В противовес шастающим горе-отцам, алиментщикам и многоженцам, в про­ тивовес современным попрыгуньям и мотылькам обоего пола, он показы­ вает в своей повести человека долга и исключительной порядочности, для которого семья, на каких бы началах она ни была ос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2