Сибирские огни, 1974, №9
Если не спишь, то о чем думаешь ты сейчас? Наварное, это опять твоя paiSora, лишь (ра бота и книги. А может, думаешь ты обо мне? Если есть что-то свыше — бог ли, судь ба ли — и если этой судьбе угодно будет смилостивиться .ко мне и к тебе, и если ког да-нибудь мы будем вместе, мы каждый ве чер, каждую .ночь — и часы, когда переде ланы все дела, будем открывать на всю ра му окно и молча сидеть на подоконнике». Есть ли «свыше» бог « суд ьб а— этого мы тоже не знаем, но мы хорошо знаем, что на нашей грешной земле, кроме минутных ув лечений и соблазнов, есть еще и такие по нятия. как долг матери, жены, есть,наконец, элементарная порядочность и чувство собст венного достоинства, присущие каждой ува жающей себя женщине. И. Корнилов, как видно, придерживается .на этот счет другого мнения. Устами старшей медсестры Тайсы, которая играет в повести роль поверенной в любовных делишках героини, автор изре кает такую мысль: «Кто из нас не прошел через это?.. У каждого это случается по-сво ему. Начинается у всех по-своему, а конча ется, как правило, одинаково»... Коммента рии, как говорится, тут излишни. ...Трудно предположить, чем бы закончил ся разговор между героинями «Развода» и «Погони за ветром». Только, думается, вряд ли Катя Рощи,на одобрила бы поступок сво ей «подруги по несчастью». Скорее всего, выслушав Сашину исповедь, Катя с чисто русской прямотой и с откровенностью много хлебнувшей лиха женщины сказала бы так: «Дура ты набитая, Сашка! Тебе бы хоть на денек моего Семена — так узнала бы ты что почем. Просто с жиру ты бесишься...» Не будем, однако, становиться .на такую точку зрения. Ведь несчастливые семьи, как сказал великий писатель, несчастливы по- своему, и даж е когда в семье «шибко хоро ш о»— это тоже не очень хорошо, как пока зал нам то молодой писатель Иван Корни лов в своей повести «Погоня за ветром». Во имя любви Без парадоксов и наше время трудно обойтись Вот и в ходе нашего разговора об- на.рс* •,мается нечто парадоксальное. В са мом деле, большинство упомянутых здесь произведений — о любви, и за любовь в них выдается все: и случайная связь, и мимолет ный флирт, и «одноразовый» блуд... Однако чем больше читаешь подобного рода произве дений, тем все больше убеждаешься: лю- бовью-то здесь и не пахнет, любовь юак раз и списывают за ненадобностью, орывают, так сказать, эту обветшавшую, старомодную одежду с современного человека, предостав ляя ему полную свободу действий. И как действует наш современник, не отягощен ный узами настоящей любви, мы видели уже... Но. к счастью, не все живущие в XX веке дают себя «раздевать донага» подобным об разом Есть, оказывается, чудаки, не мыс лящие себе жизни без этих тяжелых оков, которые зовутся чувством долга и человече ской порядочностью; есть еще и такие, кто именно в прочной семье видит свой нравст венный идеал, свое главное предназначение. Таких людей мы находим все в той же сов ременной литературе. В повести Ильи Лаврова «Печаль послед ней навигации», как и в большинстве преды дущих произведений, главная сюжетная ли ния также связана с семейной катастрофой. Правда, Лавров по<веряет читателю эту ис торию через воспоминания героя, потому и сама драма предстает в таком виде, когда время «отсеяло», отмело от нее все оскор бительные подробности. Преподаватель литературы Сергей Семе нович Турин каждый год в летнее время плавает на теплоходе-клубе, где выступает перед речниками с лекциями о поэзии. Пла вает он давно, за долгие годы успел сдру- житься с этими простыми, грубоватыми с виду людьми. Но всему приходит конец. Возраст и здоровье дают о себе знать, и для Турина наступает последняя навигация. И случается так, что именно в этот последний рейс у героя происходит встреча с капита ном Шляховым. Встреча, заставившая его вспомнить все, «что произошло тридцать лет назад в этих северных, хмурых краях». Гу рии работал тогда администратором в пере движном театре и вместе со своей женой, актрисой, ехал в очередную гастрольную поездку. Однажды, когда молодые супруги стояли на палубе и любовались природой, рядом с ними оказался «смазливый», «с уси ками» парень в черном бушлате. Завязалось знакомство, и бравый речник в первый же вечер увел Тамару на танцы, а затем и к себе в каюту. Так, буквально как в скабрез ном анекдоте, Турин оказался рогатым му жем, в один миг рухнули его мечты о сча стливой семейной жизни... Однако «расши ренным анекдотом» повесть Лаврова не ста- ла^ поскольку, воссоздавая эту историю су пружеской измены, автор совершенно четко расставляет нравственные акценты. Тонкий психолог и лирик, всегда избега ющий прямолинейных характеристик и суж дений, Лавров тем не .менее ясно дает по нять: палубный роман Тамары с красавчи- ком-речником—-вовсе не любовь и даже не ос лепление, а самая примитивная распущен ность. Просто сошлись два единомышленни ка «во блуде», лишенные элементарной по рядочности, отдали дань «свободной любви» и расстались, как только пароход причалил к пристани. Но драма все же произошла, и трагическим героем ее стал сам Турин, чьи любовь была убита «мимоходом». И вот спустя тридцать лет — неожиданная встрече. Что скажут теперь друг другу эти люди, один из которых когда-то был жерт вой, а другой истязателем? Но сказать-то им, как выясняется, по существу нечего. И дело вовсе не в том, что Шляхов, как понял вскоре Г урин, напрочь забыл «ту» .историю. Просто очень разные они люди, и судьба их сложилась по-разному. Если один прошел по жизни, как стремительный катер прохо дит по удобному фарватеру, не наткнувшись нигде на камень, ни разу не сев на мель, то для другого жизнь была непрерывным противоборством: он и спотыкался, и на мель садился, потому и память его сохранила в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2