Сибирские огни, 1974, №9
Когда мы с частной квартиры в новый дом переехали, Женька целый год только строгал да пи лил... А уж как он Андрейку лю бил! Бывало, приедем в деревню К С€СТ1ре, Т'3;К они целыми Д.НЯМИ то на рыбалке, то в лесу. И все Женька спрашивал у меня: «Ско ро, что ли, Леночка у нас появит ся?» Так ему дочку еще хоте лось. К а т я . И ты ушла от такого мужа? Бро сила его? Да что же такое от толкнуло тебя от него? С а ш а . Понимаешь, у него брюшко стало расти, а тут как раз этот Сторо- жев появился со своей щелкал- кой... Тут нам, видимо, придется оставить жен щин наедине и рассказать все по порядку. Итак, жила-была счастливая, прочная семья Владыкиных: Женя, Саша, Андрейка. Он был прекрасным семьянином, мастером на все руки, непьющим, любящим мужем и отцом. Она работала медсестрой в больни це, была жизнерадостной, восторженной, полной сил двадцатвсемилетней женщиной. Жили Владыкины в отдельной квартире, где все было сделано «золотыми руками» не утомимого в работе Жени, принимали го стей и сами ходили в гости к друзьям, лето проводили .на родине Саши в живописной деревеньке Мостки... Бедная Катя Рощина! Ей бы такого мужа да такой уют — для нее это самый настоящий земной1 рай был бы! Но одно дело — Катя, а другое — Саша-. Именно эта идиллически безмятежная жизнь и стала причиной «внут ренней неудовлетворенности» героини. Са ша начала замечать, что их гости всегда го ворят об одном и том же, стандартно острят и плоско шутят, да и сам Женя начал ка заться «таким законченным, как биллиард ный шар», Словом, вскоре Саше «опостыле ло всё». «Одни и те же слова, одни и те же шуточки... В будни еще так-сяк, в будни ра бота спасает, а в выходной со скуки умереть можно...» А тут еще так некстати обнаружи ла Саша у своего мужа прогрессирующее день ото дня «брюшко». «Да, да, именно брюшко! Еще небольшое, но в то же время и уже довольно отчетливое, оно плавным овальным козырьком нависало на поясной ремень, отчего Женя показался Саше до обидного непохожим иа себя — на того Ж е ню, каким он был совсем недавно: юноше ски стройным, поджарым». И случилось так, что в это же самое вре мя в палате, где Саша работала, появился новый больной — «высокий человек» с «ужа сно неправильным лицом» и «.нервными длиннопалыми руками». Новенький сразу удивил и поразил Сашу: «.Он не лежал, как другие нервнобольные, а сидел на кровати, и «а коленях у него лежал какой-то план шет не планшет.— плоский ящик с прорезя ми и белыми кнопками. Человек нажимал пальцем на кнопку, внутри ящика что-то срабатывало, щелкало, и он смотрел в про резь». Эта «щелкал,ка» до того заинтересо вала Сашу, что в тот же день она узнала о новом больном всё: «что фамилия его Сто- рожев, что ему 34 года и жи.вет он на Седь мой Парковой, «с жевой разведен, а травму получил в автомобильной катастрофе». Дальнейшие события повести служат прек расной иллюстрацией того, как элементар но просто стать в наш стремительный век новоявленной Анной Карениной. Как изве стно, толстовской героине потребовалось пройти через целый ад душевных терзаний, прежде чем она, заметив у своего мужа «оттопыренные уши» и поняв, что не любит его, решилась связать судьбу с другим че ловеком. Героиня же Корнилова, «открыв» у своего Жени брюшко, уже через несколь ко дней становится любовницей Сторожева. Однажды Саша, как обычно, вошла в пала ту и «услышала его голос: — Сестра! Оглянулась, не совсем уверенная, что ок ликнул ее именно он. Но окликнул ее он, Сторожев. — Подойдите, голубушка». Это фамильярное, невзначай брошенное обращение пронзило Сашу, точно пуля. «Сестра, голубушка». Как-то уж очень хорошо он это сказал! Так не говорил ей никто. Потом слово в слово она припомнила, что и как сказал он и что ответила ему она. И снова повторяла его это: «Подойдите, голубушка». А вскоре, сбежав тайком из больницы, Саша и Сторо жев уединяются в роще, и там происходит «всё это»... Разумеется, чего в жизни не бывает! Но в данном случае поражает не столько та «неожиданная легкость», с какой Саша сбли жается с малоизвестным ей человеком, сколько авторское отношение к случившему ся. Ведь-эта пошловатая интрижка препод носится Корниловым ни много ни мало как драматическая история любви, внезапно на хлынувшей на человека, перевернувшей вверх дном всю ее жизнь. Но в таком слу чае позволительно узнать — почему вдруг пришло к Саше это чувство, «налетело, за кружило, зазнобило»? Была неудовлетворен ность жизнью... Но неужели автор всерьез полагает, что, вложив в уста Саши куцый мо нолог-жалобу на однообразие жизни, он тем самым убеждает читателя в «незаурядно сти» натуры своей героини? Не любила му жа... Но неужели так сразу можно разлю бить человека, с которым счастливо прожи то семь лет, лишь за то, что человек этот перестал быть «юношески стройным, поджа рым»? Встретила другого, .настоящего, из бранника... Но неужели только за то, что этот другой назвал «голубушкой» и поманил в рощу, можно позволить себе «всё»? Нет, не «голубушка» и не современная Ан на Каренина, а обыкновенная «кукушка» предстала перед нами в повести И. Корни лова. И даж е «проникновенные» внутренние монологи, которые Саша произносит после свидания со Сторожевым, никак не возвы шают ее в наших глазах. Скабрезность про исшедшего настолько очевидна, что никакой сентиментальный елей тут не помогает. А льется этот елей на страницы повести целым потоком: «Сторожев, Сергей Серге- ич... Ты уже спишь, милый? Или, может быть, смотришь, как и я, .в открытое окно?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2