Сибирские огни, 1974, №9
Семейная жизнь поначалу вроде бы остепе нила Семена, но ненадолго. Вскоре он со шелся с «бывалыми» людьми, «коммерсан тами», занялся спекуляцией, стал пить и, конечно же, снова попал под суд... Излагая с протокольной точностью фак ты непутевой жизни Семена, автор пытает ся в них отыскать причины его падения. Но факты эти так и остаются голыми фактами, не объясненными изнутри, не соотнесенны ми с психологией, с внутренним миром ге роя. И ознакомившись с преступным про шлым Семена, невольно хочешь задать ему целый ряд вопросов, подобно тому, как это делается на суде. Почему, например, «обви няемый» не захотел идти в ногу со своими ровесниками, строителями Магнитки и Ком сомольска-на-Амуре? Откуда у него эта гражданская пассивность, эти рваческие на клонности («на фига ему социализм, а ес ли он и будет его строить, то пусть ему очень много платят»)? Кто вложил в голову шестнадцатилетнего подростка эту чудовищ ную «философию»? Тут, как говорится, суду многое не ясно Гораздо более удались автору главы, где живописуется жизнь Семена после ухода жены. Вот здесь Верещагин забирается уже в самую глубь смрадной, пропитанной алко голем, «души» Семена, показывает весь ужас звериного одиночества челозека, лишивше гося семьи. Не гнушаясь натуралистиче ских подробностей, Верещагин воспроизво дит сцены бесконечных попоек и скандалов, устраиваемых Семеном. Вот, очнувшись от очередного похмелья, с трудом продрав гла за, Семен припоминает вчерашнее. «Как в тумане, всплывали какие-то отдельные мо менты, какие-то жесты, какие-то бессвязные слова, какие-то насмешливые или издева тельские слова чужие. Он перед кем-то ора торствовал по пивнушкам, что-то перед кем- то представлял, что-то кому-то доказывал, напрашивался на угощение, набивался на скандалы, юродствовал. Но отдельные моменты выплывали в па мяти с неумолимой, корежащей ясностью. Вспоминалась ему отчетливо, резко та недо питая кружка пива с плавающим в ней окурком, которую он на спор, за двести граммов водки, из какого-то принципа взял ся допить. Сейчас он знал, и никуда не мог от этого деться, что принципа никакого не было, что просто очень хотелось выпить, а принцип он себе придумал, и что самое стыд ное, до скрежета зубовного стыдное, что все там это понимали и смеялись над ним. Он даж е помнил, что смеялись открыто, хохо тали, вспомнил с той невозможной ясностью, как и запах этого пива (оно почему-то припа хивало одеколоном), вспомнил и застонал от невыносимой муки». Однако натурализм бьет здесь точно в цель. За этими «подробностями» и «деталя ми» встает весь трагизм человека, проме нявшего семейный уют на подзаборную «свободу» пьяного бродяжничества. Автор проводит вполне определенную мысль: чело век, потерявший семью, все равно что инва лид, лишенный обеих ног; он не ходит, а ползает, превращаясь постепенно в некое пресмыкающееся, вызывая у людей лишь чувство жалости и брезгливости. Однако хорошо «подготовив» Семена к осознанию всей глубины своего падения, В е рещагин сам акт прозрения героя изобра ж ает чуть ли не пародийным образом. Семе ну, дошедшему уже до последней степени низости, снится вдруг страшный «вещий сон», будто жену его вместе с детьми ведут на казнь. В мрачных красках описывается, как «люди в балахонах» устанавливают на подмостках чурбан и «кто-то бегом прино сит широкий топор и смачно вонзает его в чурбан», как затем «в белых одеяниях» по являются Катя и дети, и «Катя первая по дошла и положила голову на плаху». И тут невольно восклицаешь: стоп, это «не из той оперы»! Думается, автор совершенно напрасно прибегнул к одному из излюбленных прие мов Достоевского. Какие бы «леденящие» подробности он ни выписывал, какую бы «жуть» ни нагнетал, создать нечто более сильное, чем избиваемая пьяными мужика ми лошадь или плачущее бедное «дите» из сна Мити Карамазова, ему все равно не удается. Да и сам Семен, при всей его склонности к нравственному самоистязанию в минуты раскаяния, никак не годится на роль Мити Карамазова, даж е в «уцененном» варианте. Налет литературщины (а он чувствитель но дает о себе знать в последних главах по вести, особенно в главе, где описызаются «ночные страхи» сына Семена Кольки) по мешал Верещагину довести до конца «суд праведный» над героем, подорвал в какой-то степени «престиж» интересного авторского замысла. И все-таки повесть «Развод» пред ставляется нам вещью нужной и полезной. Как бы то ни было, но автор ее сумел при дать узко семейному конфликту громкое со циально-нравственное звучание, и, видимо, не случайно повесть Н. Верещагина вызвала большой интерес и у читателей, и в критике. Если бы Катя Рошина каким-нибудь об разом познакомилась с Сашей Владыкиной, героиней повести И. Корнилова «Поганя за ветром», и если бы обе женщины откоыли друг другу свои души, между ними навер няка произошел бы такой разговор: К а т я . Значит, ты тоже ушла от своего мужа? С а ш а . Д а, ушла. Сама ушла, как и ты. К а т я . Выходит, твой тоже пил много? С а ш а . Нет, Женя мой почти совсем не пил. Р азве что после получки зай дет с друзьями в столовую, пива попьет. К а т я . Тогда он что же, бил, выходит, тебя? С а ш а . Кто? Женька-то? Да он и мухи не обидит сроду. Он такой доб рый, внимательный, и по дому все делал. Бывало, приду с работы, а он на кухне стоит, пельмени ка тает. И мастер был на все руки. В сё, что у нас в комнатах стоя л о — кресла, столы, этажерки, шкафы, серванты,— всё это он сделал, Женька. Краснодеревец он был, самой большой руки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2