Сибирские огни, 1974, №9

— Монкуш .приедет под вечер,— ответила Тари,— он в урочище Ка- ра-Суу косит трактором траву. ...Бачиматов Кара был в Куулгы самым старым человеком. Сам он считал, что ему пошел восемьдесят шестой год. И никто не называл его по имени, а все обращались уважительно «дед Аба». Алтайцы людей старше себя собственным именем не зовут. Снохи, внуки, племянники находят особые имена старикам, а вместе с ними и все вокруг привыка­ ют выказывать им особое уважение. В самом деле, кто же назовет одним простеньким, еще детским именем человека, у которого давно выпали зубы и волосы побелели, как шерсть у зимнего зайца. Некоторые даже не знают точного имени того или иного почтенного старца, знают только уважительное звание. Это и понятно — старого человека надобно вели­ чать. Это неплохо. Даже надо сказать — хорошо! Вот многие и не знают, что у деда Аба настоящее имя Кара. Нет в Куулгы человека старше Бачиматова Кара. Пожилые считают его яр- лыкчи-кижи, проповедником белой веры, ясновидящим даже, допущен­ ным говорить с богами Бурханом и Ульгенем \ Многие бегали к нему, чтобы узнать судьбу,— говорили, дед может предвидеть. А молодые люди прозвище «ярлыкчи» пропускают мимо ушей. Ярлыкчи — так яр- лыкчи. Еще в ту пору, когда во всем аймаке не было ни одного врача, дед сращивал переломы, ловко правил вывихи. Ходил из аила в аил, ездил даже по селам. И надо признать, был он мастером этого дела, и люди были ему благодарны. Молодежи нравилось расспрашивать его о шаманах. Да Аба и сам любил вспоминать о временах, когда сжигали камов, знавшихся с под­ земным дьяволом Эрликом. . - Когда на древнем Алтае зарождался бурханизм, Аба был не Аба, а молодым парнем Кара. И он уверял, что не только видал, как жгли камов, но и участвовал в их сожжении. — В самом деле их жгли, камов, дедушка Аба? — А что ты думаешь?! Белая вера несла чистоту и святость. А ша­ маны .призывали на помощь подземного Эрлика, их вера черная, нам не годится. Историю народных движений дед путал и смешивал с легендами. Рассказывая об Ойрот-Каане, Амыр-Сане, Калдан-Церене, он уверял, что видел их «вот этими собственными своими глазами и слышал вот этими своими собственными ушами», и в пылу воодушевления не заме­ чал, как начинал привирать. Впрочем, Эрден и Монкуш слушали его россказни с удовольствием. Набьются в аил куулгинские мальчишки и парни и тоже охотно слуша­ ют, как готовился народ под знаменем Амыр-Сана к возвращению на Алтай Ойрот-Каана, как начали камов жечь. Дед поглаживал негнущи- мися пальцами седую голову, раскуривал трубку, задумчиво смотрел в дымовое отверстие вверху аила и вел свою «правдивую сказку»: — Я сам сжигал камов в Терен-Кообы. Сказки эти Эрден и Монкуш знали уже наизусть и все равно люби- ли — больно увлекательно и страшно рассказывал дед. Став .постарше, Эрден, а за ним и Монкуш, научились подзадоривать деда, спорить с ним, схватываться. д говорят, в Терен-Кообы кое-кто из камов сумел вылететь в ды­ моход, правда, дедушка Аба? — Кам Калпас превратился в коричневый камень и остался нетро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2