Сибирские огни, 1974, №9
нуть характер совершенно неожиданной для читателя стороной, не только в непов торимой манере его письма. Главный секрет шукшинской «самобыт ности» — в позиции автора, в его подходе к изображаемым явлениям и лицам. Как мы видели, Шукшин, с одной стороны, со здает образы, на которых видны отчетли вые сатирические отметины; едко высмеи вая и обличая своих героев, писатель по рой прибегает к гротеску и гиперболе. Вот, к примеру, в каком «ракурсе» схвачен об лик директорши ресторана. «— Егор, а как баба-то? Правда, что ли, шибко краси в а я ? »— спрашивают мужики у шофера, ездившего с Санькой в качестве свидете ля...» — «Да я и разглядеть-то не успел как следует; прыгал какой-то буфет по кварти ре». Но в то же время Шукшин далек от то го, чтобы видеть в этих людях лишь «от бросы общества», достойное место которым не иначе как на свалке. В этом смысле весьма показательна заключительная сцен ка рассказа «Беспалый». Обсуждая уже по прошествии многих дней историю неудач ной Серегиной любви, мужики выносят такое резюме: «Она (Клара. — В. Ш.) уже испорченный человек — на одном все рав но не остановится. Если смолоду человек испортится, это уже гиблое дело. Хоть му жика возьми, хоть бабу — все равно. Она иной раз и сама не хочет, а делает». Какая мудрая и в то же время гуманная мысль' Действительно, не только осуждения, но и жалости достойны такие люди, и простой народ относится к, этим «испорченным» точно так же, как к калекам и несчаст ным. Вот здесь и обнаруживается глубокая самобытность Шукшина, здесь и видится нам истинный гуманизм большого худож ника, способного не только обличать, но и врачевать, не только выражать гнев, но и сочувствовать, и сожалеть. Эти несчастливые по-своему семьи... Рассмотренные произведения рисуют нам по большей части «забавы» холостой моло д е ж и -з а б а в ы , как мы убедились, далеко не безобидные и с последствиями далеко идущими. Ну, да, как говорится, бог с ней, с молодежью: ей и в самом деле по моло дости лет многое можно простить. Гораздо хуже, когда «шалить» и «чудить» начинают люди, связанные семьей и брач ными узами, люди, которых само их поло жение обязывает быть сдерживающим нача лом и примером для беленой молодежи. Но, увы, оказывается, женатые и детные слои населения также подвержены разным дур ным влияниям, в числе которых не послед нее место принадлежит все той же «сво бодной любви». К такому грустному выво ду невольно приходишь, читая произведе ния, посвященные исключительно «делам се мейным». Произведения, сами названия ко торых, как было уже отмечено, красноречи во свидетельствуют, что дела на семейном фронте обстоят у нас далеко не лучшим об разом, Само собой, первоочередная задача литературы — вскрыть причины этого небла гополучия, дать четкую оценку этим «явле ниям», столь отрицательно сказывающимся на нравственном климате общества. Посмотрим теперь, насколько справляют ся наши авторы с этой задачей. В 1972 году одновременно вышли в свет две повести — «Развод» Николая Верещаги на («Москва», № 7) и «Погоня за ветром» Ивана Корнилова («Юность», № 7 ). Обе на животрепещущую «семейную» тему, и в обе их сходные сюжетные ситуации: жена ухо дит от мужа. Однако на этом сходство меж ду повестями-одногодками и кончается, по скольку причины семейных разладов в них прямо противоположные, и в этом смысле «синхронное» появление в печати «Развода» и «Погони за ветром» представляется нам фактом почти символическим. Повесть «Развод» со сцены разрыва меж ду супругами и начинается. Катя Рощина, забрав двух сыновей и кое-какие вещи, ухо дят из дома. Причина развода самая эле ментарная. Семен постоянно пьет, сканда лит, и Катя натерпелась от него всякого. Автор, не мудрствуя лукаво, берет один из самых распространенных, самых «типич ных» вариантов семейной катастрофы и пытается докопаться до ее истоков, выяс нить, вследствие каких причин человек из заботливого главы семейства превращается в алкоголика и скандалиста. Повесть Н. Верещагина открыто публици стична, некоторые ее главы напоминают су дебный очерк, где, как известно, наиболее сильное действие на читателя производят сами факты — неопровержимые свидетель ства человеческого падения. Таких фактов в повести предостаточно, поскольку автор под робно воспроизводит все вехи и стадии нравственного разложения своего героя. Оказывается, Семен Рощин .вступил на са мостоятельный путь в героические тридца тые годы, когда страна жила грандиозными планами, когда возводились первые гиган ты социалистической индустрии, когда тру довой героизм был .нормой поведения людей. Однако все это нисколько не волновало Семена, который уже с 16 лет почувствовал тягу к легкой жизни; он «брался за многие профессии, но, легко постигнув начала, на чинал скучать и бросал их. Побывал он за короткое время столяром, токарем в мастер ских, наладчиком на насосной станции, ко нюхом, кочегаром на паровозе, но не оста навливался ни на чем... Тогда он поехал на стройки социализма: в Среднюю Азию, по там на Каспий, потом в Сибирь. Энтузиаз ма у него не было, но была энергия и смет ка. Он зарабатывал неплохо на прокладке железной дороги, выходил в передовики, но не поладил с начальством и бросил. Там он связался со шпаной», А затем случилось неизбежное: Семен по пался и за участие в грабеже был осужден на три года. Отбыв срок, он вроде бы одумал ся, стал работать шофером, .встретив Катю, первую красавицу поселка В-ска, женился.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2