Сибирские огни, 1974, №9
абзацев новые знакомые оказываются в объятиях друг друга. Хотите в там убе диться? Извольте. «...Алексей осторожным, но властным движением взял ее руку и тихо сказал: — Может быть, это и опрометчиво с моей стороны, но я не вижу причины, почему я не должен говорить об этом. Я не хочу, чтобы ты уходила отсюда, и ты тоже не хочешь. И она сказала: - Да. И была их первая ночь — одна из тех ночей, которые запоминаются навсегда, ночь, наполненная ласками, любовью, неж ностью и минутами, когда вдруг кажется, что все это во сне, потому что такого не толь ко никогда не было ни у него, ни у нее, но и не верилось, что такое может быть, и становилось грустно и страшно при мысли, что ничего этого больше не будет». «Лестница кончилась. Татьяна была где- то рядом. Я слышал, как она прерывисто дышит. Я вытащил из кармана спички и стал ломать их одну за другой, потому что они никак не хотели загораться. На конец одна спичка зашипела и вспыхнула, и я увидел Татьяну Испуганно прижа вшись к стене, она стояла в полушаге от меня и смотрела не мигая. Потом ударила меня по руке и спичка погасла. Потом она обхватила мою шею руками, притянула к себе и прижалась своими губами к моим. Я позабыл о маме, о бабушке, о самом себе». «Они подошли к калитке, и у соседей з а лаяла собака. Она лаяла от скуки и скоро замолкла. Он увидел на небе необыкновенное ко личество звезд без луны. Она тоже стала смотреть на эти звезды. Они смотрели на звезды без луны, а потом вдруг начали целоваться, сжимая зубы, мучая друг друга нерешительностью и незнанием». «Студент еще не понимал, что он дол жен делать, что они должны делать даль ше, он повернулся, зашумев сеном, потя нулся к Майе и приник губами к ее губам, а она слабо отстранила его и вывернулась куда-то в темноту из-под одеяла. Что-то шуршало, гладкое и скользящее, и потом она тихо вернулась к нему, стала видна, белая, не дыша, обняла его, уже устремив шегося к ней, и послушно подалась к нему, острия ее пруди коснулись его рубашки, и он почувствовал тепло прижавшегося тела, и все это было уже неслышно, только нежно и горячо; они оба думали, что так должно быть и так будет...» Эти выдержки мы взяли наугад из про изведений, появившихся в разные годы. В них все различно: и возраст героев, и их профессии, и обстоятельства знакомства; разнятся эти произведения одно от дру гого, естественно, и своими литературными достоинствами. Но авторы их удивительно единодушны в своем пристрастии ко вся кого рода пикантным подробностям и «смачным» деталям, на удивление снисхо дительны к своим героям, к их любовным «забавам» и «проделкам». Но ведь так все и бывает в жизни, воз разят нам, сотни и тысячи людей знако мятся, сближаются и даж е позволяют себе «все» с первой же встречи. Все правильно, так было, есть и, видимо, долго еще будет, поскольку культура чувств у многих моло дых людей еше не столь высока, как бы нам того хотелось. Но отсюда вовсе не следует, что писатель должен опускаться до роли рассказчика сальных анекдотов... Вспомним для сравнения: чеховский Гуров тоже поцеловал Анну Сергеевну при пер вой встрече, некий поручик, один из геро ев Бунина, сблизился со случайной попут чицей, ехавшей с ним вместе на пароходе, буквально в считанные часы. Но писатели создали на основе этих тривиальных историй «Даму с собачкой» и «Солнечный удар» — общепризнанные шедевры «любовной» литературы, в кото рых каждая строка исполнена поэзии, где в каждой ф разе— трепет настоящего чувства и где ничто не оскорбляет ни нрав ственного чувства, ни эстетического вкуса читателя. Кстати, русскую классическую литерату ру всегда отличало умение говорить очень деликатно, как бы «вполголоса» о «таких вещах» — и это было одной из незыблемых ее традиций. В отсутствии натурализма и грубого физиологизма при изображении интимных сторон человеческой жизни ска зывался высокий гуманизм русских клас сиков, их уважительное отношение к жен щине, к ее духовным запросам и устрем лениям. И главное, классики умели пи сать о любви с «вдохновенным трепетом», умели рисовать «ее лучшие мгновения» так, что «наше собственное сердце млеет и за мирает от томного чувства, и благодатные слезы не раз подступают к глазам, и из груди рвется что-то такое — как будто мы свиделись со старым другом после долгой разлуки или возвращаемся с чужбины к родным местам». (Добролюбов). И весьма огорчительно, что слова эти можно отнести к очень и очень немногим современным авторам. Есть, впрочем, еще один способ для изо бражения подобного рода явлений, который также не был чужд русской классической литературе. Если уж действительно просто та нравов, «обнаженность» и «раскован ность» в интимных отношениях достигли пределов, граничащих с бесстыдством, то тут, по-видимому, пора сказать свое вес кое слово сатире. Кажется, одним из пер вых это по-настоящему понял Василий Шукшин. Вполне возможно, что Шукшин не ста вил перед собой никакой специальной цели, и здесь просто сам инстинкт большого ху дожника подсказал ему злободневную те му, но только ряд последних его рассказов представляется яркой сатирой на доморо щенных жрецов «свободной любви». Это прежде всего относится к трем его новел лам, опубликованным почти в одно время в разных изданиях: «Беспалый» («Наш современник», 1972 г., № 10), «Версия» («Звезда», 1973, № 2 ), «Владимир Семе ныч из мягкой секции» («Литературная Россия», 1973, № 13).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2