Сибирские огни, 1974, №9
Соблазненная и покинутая «А любовь всегда бывает первою»,— по ется .в модной песенке. К сожалению, случа ется и такое: первая любовь оказывается и первой жизненной драмой. Л ет семь-восемь назад на наших экранах демонстрировался фильм под интригующе- зазывающи.м названием «Соблазненная и покинутая». Фильм был, мягко говоря, д а леко не лучшей продукцией зарубежного ки нематографа, и содержание его вряд ли кто сейчас вспомнит. Однако название его проч но врезалось в память, ибо в этой убийст венно банальной фразе буквально в двух словах сформулирован один из самых расп ространенных любовных «сюжетов», увы, слишком часто имеющих место в нашей грешной реальной действительности. И не случайно в литературе, в театре и в кино до сих пор встречаются многочисленные вари ации на тему «соблазненной и покинутой», подаваемые, разумеется, под заголовками не столь броскими и шокирующими. Что вы, допустим, подумали бы, любезный читатель, встретив повесть под таким назва нием — «Счастливчик Л азарев»? Во всяком случае, наверное, ничего дурного и предо судительного. Название вполне добропоря дочное я, главное, вполне соответствует со держанию произведения. В повести Владимира Сапожникова (опуб ликована в журнале «Наш современник», 1973 г., № 4) действительно есть этот самый «счастливчик Лазарев», прозванный так друзьями за удивительное везение. И впрямь, в какие только переплеты не попа дал полярный летчик Артем Лазарев! И в единоборство с медведем вступал, и сквозь грозовые тучи пробивался, и вынужденные посадки совершал на немыслимом пятачке — и везде ему ■фантастически везло... Не повезло Артему лишь по амурной ча сти. Однажды, в последний день отпуска, будучи в гостях у тетки, он познакомился с десятиклассницей Женькой Димовой. Всего несколько часов пробыли вместе Женька и Артем, но сразу поняли, что значит для них эта встреча. «Вы мне нравитесь. Очень»,— шепнула Женька при расставании и стала просить Л азарева, чтобы он остался. Одна ко суровый закон долга не позволил муже ственному полярнику задержаться ни на один денек. И Артем улетел на Север, уво зя с собой, как драгоценность, фотопленку, на которой он запечатлел Женьку во время пляжной прогулки. И все три года в кабине его вертолета висела фотография «кружив шейся в брызгах прибоя» девушки, не позво лявшая ему ни на секунду забывать о нео жиданной, счастливой встрече... Однако «на материке» не дремали. Покуда Артем Л а за рев стоически нес свои полярные вахты, нек то Саша Черных, «певец-бард, кумир сту денческих сборищ», познакомился с Жень кой на факультетском капустнике, увез пос ле концерта доверчивую «пейзаночку»-пер- вокуроницу к себе на квартиру и... спустя какое-то время «стало ясно, что надо идти в больницу». Само собой, бард-соблазни тель ни разу о Женьке больше не вспомнил, и бедная девочка оказалась в положении, когда смерть кажется избавлением от всех мук. И вот в этот момент в гости к тетке снова приезжает счастливчик Лазарев, уве ренный, что Женька помнит его и ждет... Трогательная история, не правда ли? И при всем при том старая, как сам мир. И здесь, отбросив в сторону всякие реверан сы, напомним уважаемому автору одну то же старую истину: так называемые «веч ные» сюжеты требуют особой осторожности при пользовании ими. Художник тут должен суметь не только «повернуть» по-своему те му и придумать оригинальный сюжетный ход, но и занять правильную позицию, соб люсти, как говорил Л . Н. Толстой, «единст во самобытного нравственного отношения» к изображаемым событиям. Вот с уяснения авторской позиции мы и начнем. Итак, Женьку соблазнили и бросили. Про изошла если не трагедия, то во всяком слу чае «сильнодействующая драма», как гова ривал один из героев Шишкова. Спрашива ется: кто же виноват в случившемся? Вопрос, применительно к данной ситуа ции, самый естественный, однако ответить на него не так просто. И здесь, по-видимо му, нам придется основательно вникнуть в ту закономерность литературного процесса, которая называется «связь со временем». Давайте сделаем небольшое отступление и вспомним, какие произведения последних де сятилетий, касающиеся именно «вечной» те мы, получили особенно громкий резонанс. Таковых в общем-то немного. Л . Финк в своей статье называет пьесу С. Алешина «Одна», появившуюся на сцене пятнадцать лет назад, и справедливо видит причины ус пеха этой пьесы в ее тесной связи с потреб ностями «текущего момента», когда «много и настойчиво писалось о праве на развод», когда общественное мнение «решительно вы сказывалось против некоторых устаревших норм семейного права...» Если мы продол жим путь во времени, то без труда вспом ним, как спустя год-два поднялась шумиха вокруг фильма «Человек родился». А еще спустя три года возникла оживленная поле мика вокруг романа А. Андреева «Рассуди те нас, люди!» Сейчас эти три произведения (в скором временя в этот ряд придется, ви димо, включить и нынешнего «возмутителя спокойствия» ■—■роман С. Залыгина «Южно- Американский вариант») являются чем-то вроде близлежащей «любовной» классики, и, если вдуматься, успех их был далеко не случайным и объяснялся не только посто янным интересом читателя и зрителя к проб лемам морали. О причинах успеха пьесы «Одна» JI. Финк сказал достаточно убедительно и повторять ся нет смысла. Обратимся лучше к фильму «Человек родился», вспомним еще раз, с ка ким триумфом прошел он в свое время по экранам страны. Обратиться к этому фильму тем более уместно, что сюжетная ситуация его почти такая же, как и повести В . Са пожникова. «Человек родился», как, вероят но, помнят читатели, рассказывал незатейли вую историю о девушке, которая, приехав в большой город поступать в институт, поана-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2