Сибирские огни, 1974, №9
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Владимир Шапошников Д Е Л А СЕМЕЙНЫЕ, Д Е Л А СЕРДЕЧНЫЕ Критик пишет: «И на западе, и у нас — причины здесь, естественно, совершенно раз ные — сейчас высок интерес к проблемам морали, к проблемам человеческого поведе ния не только в общественной, но и в ин дивидуальной, семейной, интимной ж и з ни». Возразить что-либо здесь трудно. Действи тельно. вопросы любви, брака, семьи волну ют сейчас не только «заинтересованных лиц» — влюбленных и молодоженов; ими вплотную занимаются и солидные ученые мужи — экономисты, социологи, философы, демографы... Подтверждением «высокого» интереса к проблемам морали служ ат и мно гочисленные социологические исследования, и обилие статей на интимно-семейные темы, помещаемых в самых популярных периоди ческих изданиях. Критик А. Зверев, с выска зывания которого 1 мы решили начать наш разговор, благоразумно умолчал, вследствие каких именно причин появился вдруг в на шем обществе этот всеобщий интерес к воп росам интимных человеческих взаимоотно шений. Умолчал, видимо, потому, что при чин здесь'великое множество, и заниматься их выяснением — значит писать целый соци ологический трактат. Мы тоже не будем покуда касаться все го «многообразия», предоставим возмож ность брать эту крепость уважаемым социо логам и философам, вооруженным самыми современными методами научного анализа. Но все же самую главную причину, поро дившую повышенный интерес к нравственно- этическим проблемам, рискнем назвать. При чина эта — далеко не благополучное поло жение дел на «интимно-семейном» фронте, подтверждением чему служ ат печальные ста- 1 А. З в е р е в . «Эта обманчивая остр о та». «Литературное обозрение», 1973 г.. № 2. стр. 101. П ч е л к а . Степа, скажи, а чего ты цветы в чемодане носишь? К а з а н е ц (косо взглянув на П челку). Шоб не запылились. А. С о ф р о и о в. «Стряпуха зам уж ем ». тистические данные, в частности, упорно ползущая вверх кривая разводов. Само со бой разумеется, в стороне от этих наболев ших вопросов никак не может остаться и литература. В последние годы появилось множество произведений, сами названия которых, как-то; «Муж и жена», «Дела се мейные», «Рассудите нас, люди!», «Развод», «Разлука», «Р азлад »,— сразу говорят, ка кую именно «отрасль» жизни берут авторы в качестве объекта для художественно-пси хологического исследования. Теперь настал черед и критике всерьез браться за «дела семейные, дела сердечные». Кое-что, правда, в данном вопросе уже сде лано. Не так давно на страницах «Литера турного обозрения» (1973 г., № 6) и «Сибир ских огней» (1973 г., № 6) появились две обширные статьи — «Человек «естествен ный» и общественный» Ф. Кузнецова и «Игра в прятки» Л . Финка — статьи, с ко торых по существу уже завязался в нашей критике разговор о «любовной» литературе. Однако Кузнецов и Финк сумели охватить в своих статьях лишь малую толику произ ведений на интересующую тему и, конечно же, полной картины здесь не дали. В част ности, оба критика прошли мимо целого ря да произведений, появившихся в периферий ных журналах и такж е посвященных проб лемам морали. Вот почему мы решили продолжить раз говор о «делах сердечных», разумеется, не претендуя на общесоюзную всеохватность. Мы просто задумали, обратившись к ряду произведений, почти одновременно опубли кованных в разных журналах, посмотреть, насколько соответствует «высокому» интере су к проблемам морали уровень постановки и разрешения этих проблем в сегодняшней беллетристике. Итак, ближе к делу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2