Сибирские огни, 1974, №9

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Владимир Шапошников Д Е Л А СЕМЕЙНЫЕ, Д Е Л А СЕРДЕЧНЫЕ Критик пишет: «И на западе, и у нас — причины здесь, естественно, совершенно раз­ ные — сейчас высок интерес к проблемам морали, к проблемам человеческого поведе­ ния не только в общественной, но и в ин­ дивидуальной, семейной, интимной ж и з­ ни». Возразить что-либо здесь трудно. Действи­ тельно. вопросы любви, брака, семьи волну­ ют сейчас не только «заинтересованных лиц» — влюбленных и молодоженов; ими вплотную занимаются и солидные ученые мужи — экономисты, социологи, философы, демографы... Подтверждением «высокого» интереса к проблемам морали служ ат и мно­ гочисленные социологические исследования, и обилие статей на интимно-семейные темы, помещаемых в самых популярных периоди­ ческих изданиях. Критик А. Зверев, с выска­ зывания которого 1 мы решили начать наш разговор, благоразумно умолчал, вследствие каких именно причин появился вдруг в на­ шем обществе этот всеобщий интерес к воп­ росам интимных человеческих взаимоотно­ шений. Умолчал, видимо, потому, что при­ чин здесь'великое множество, и заниматься их выяснением — значит писать целый соци­ ологический трактат. Мы тоже не будем покуда касаться все­ го «многообразия», предоставим возмож ­ ность брать эту крепость уважаемым социо­ логам и философам, вооруженным самыми современными методами научного анализа. Но все же самую главную причину, поро­ дившую повышенный интерес к нравственно- этическим проблемам, рискнем назвать. При­ чина эта — далеко не благополучное поло­ жение дел на «интимно-семейном» фронте, подтверждением чему служ ат печальные ста- 1 А. З в е р е в . «Эта обманчивая остр о­ та». «Литературное обозрение», 1973 г.. № 2. стр. 101. П ч е л к а . Степа, скажи, а чего ты цветы в чемодане носишь? К а з а н е ц (косо взглянув на П челку). Шоб не запылились. А. С о ф р о и о в. «Стряпуха зам уж ем ». тистические данные, в частности, упорно ползущая вверх кривая разводов. Само со­ бой разумеется, в стороне от этих наболев­ ших вопросов никак не может остаться и литература. В последние годы появилось множество произведений, сами названия которых, как-то; «Муж и жена», «Дела се­ мейные», «Рассудите нас, люди!», «Развод», «Разлука», «Р азлад »,— сразу говорят, ка­ кую именно «отрасль» жизни берут авторы в качестве объекта для художественно-пси­ хологического исследования. Теперь настал черед и критике всерьез браться за «дела семейные, дела сердечные». Кое-что, правда, в данном вопросе уже сде­ лано. Не так давно на страницах «Литера­ турного обозрения» (1973 г., № 6) и «Сибир­ ских огней» (1973 г., № 6) появились две обширные статьи — «Человек «естествен­ ный» и общественный» Ф. Кузнецова и «Игра в прятки» Л . Финка — статьи, с ко­ торых по существу уже завязался в нашей критике разговор о «любовной» литературе. Однако Кузнецов и Финк сумели охватить в своих статьях лишь малую толику произ­ ведений на интересующую тему и, конечно же, полной картины здесь не дали. В част­ ности, оба критика прошли мимо целого ря­ да произведений, появившихся в периферий­ ных журналах и такж е посвященных проб­ лемам морали. Вот почему мы решили продолжить раз­ говор о «делах сердечных», разумеется, не претендуя на общесоюзную всеохватность. Мы просто задумали, обратившись к ряду произведений, почти одновременно опубли­ кованных в разных журналах, посмотреть, насколько соответствует «высокому» интере­ су к проблемам морали уровень постановки и разрешения этих проблем в сегодняшней беллетристике. Итак, ближе к делу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2