Сибирские огни, 1974, №9
так как на Диксоне не было ни собак, ни оленей. Тогда правительство Норвегии об ратилось за помощью к Советскому прави тельству. Организация поисковой советско- но.рвежской экспедиции была возложена на Комитет Северного Морского пути при Сиб- ревкоме, который поручил проведение этой операции дудинскому промысловику Ники фору Алексеевичу Бегичеву, известному са мобытному исследователю Арктики, 100-ле тие со дня рождения которого отмечалось в нынешнем году. Бегичев законтрактовал у авамских жи телей оленей и отправился на Диксон. Как было договорено по радио, он взял гам ка питана Ларса Якобсена и переводчика — матроса Альфреда Карлсена. Операция проходила по разработанному Бегичевым плану. В последних числах июля 1921 года искатели достигли мыса Вильда. Здесь была найдена записка Тессема и Кнутсена, извещавших, что, «путешествуя с собаками и санями», они прибыли сюда 10 ноября 1919 года, отдохнули пять суток и 15 ноября отправились дальше. «Мы,— писали Тессем и Кнутсен,— пополнили наши запасы провизии на 20 дней из складов, на ходившихся здесь... и собираемся сегодня уходить в порт Диксон». 30 июля экспедиция Бегичева — Якобсена направилась в обратный путь, предполагая двигаться^ по следам Тессема и Кнутсена. Дальнейшие события проследим по очень интересному документу, ранее выпавшему из поля зрения исследователей. * * * Этим документом был рапорт заместите ля заведующего научным отделом Комитета Северного Морского пути при Сибревкоме инженера С. Рыбина, представляющий в но вом свете результаты экспедиции Бегиче ва — Якобсена. Рапорт написан в первых числах января 1922 года. Инженер С. Рыбин докладывал председателю Комсеверопути о приезде и пребывании с 7 по 11 января в Новоникола- евске (ныне Новосибирск) капитана Ларса Якобсена и переводчика Альфреда Карлсе на, возвращавшихся с Таймыра на родину. Здесь стоит сделать небольшое отступле ние. Рапорт Рыбина и другие документы, относящиеся к пребыванию норвежских мо ряков в Сибири, позволяют судить, как дру желюбно и заботливо были приняты они си биряками в ту очень тяжелую для нашей Советской Родины годину. Путь Якобсена и Ларсена от Дудинки на перекладных по Енисею длился 50 суток. 30 декабря 1921 года они прибыли в Крас ноярск, где их встречали сотрудники гид рографического отряда К. К. Неупокоева. По ходатайству последнего председатель Енисейского губисполкома распорядился уст роить Якобсена и Карлсена в гостинице «Дом крестьянина», выдал 500 тысяч руб лей, два полушубка, провизию (10 фунтов хлеба, 5 фунтов копченостей, 3 фунта мас ла, 1/4 фунта чаю, полфунта табаку, две коробки спичек) и предоставил бесплатный проезд до Новониколаевска. При отъезде из Новониколаевска в Мо скву Якобсену и Ларсену были выданы ман даты, в которых говорилось кто они, отку да и куда следуют, и в конце упоминалось: «Согласно договора между Российским Со ветским Правительством и Правитольством Норвегии, все советские учреждения и долж ностные лица обязаны оказывать предъяви телям сего полное содействие при поезд ке». Но вернемся несколько назад и продол жим рассказ о группе Бегичева— Якобсена, записанный со слов капитана инженером Рыбиным. Искатели решили, что Тессем и Кнутсен шли, не отдаляясь от берега, так как только здесь они могли найти топливо. Бегичев на правил олений аргиш возможно ближе к бе регу с таким расчетом, чтобы выходить к вершинам излучин бухт. Сам же Бегичев, капитан Якобсен, Карлсен, помощник и друг Бегичева Егор Кузнецов решили об ходить все мысы и бухты пешком. Из-за от сутствия на берегу оленьих кормов и нали чия необозримых пространств жидкой гли нистой тундры, аргиш вынужден был дви гаться километрах в пятнадцати от берега, п о э т о м у искателям приходилось совершать длинные пешие переходы к берегу. 3 августа аргиш приблизился к мысу Стерлегова. «Верстах в. шести от сезерной оконечности мыса, на восточном берегу его, — говорится ь рапорте С. Рыбина,— Якоб сен нашел брошенные санки, по всем приз накам принадлежащие какой-нибудь экс педиции — верней всего норвежской, на- сКилько представляет себе Якобсен те сан ки, какие ему приходилось видеть в Норве гии при снаряжении разного рода экспеди ций. Отличительные признаки найденных са ней, делавшие их совершенно не похожими на самоедские, были следующие: копыли (копылья— Н. Б.) прихвачены стальным тон ким тросом, между копыльями вставлены медные трубки, играющие роль подкосов, предохраняющие санки от расшатывания; из такой же медной трубки сделан «баран» (выступающий спереди изогнутый стержень, идущий от концов полозьев). Полозья были подбиты тонкими железными полосами. Око ло саней были видны остатки костра и —• больше ничего». Якобсен оттащил их метров на 200— 300 от берега на возвышенность и поставил их там стоймя. По всей вероятности, эти самые нарты были найдены в 1935 году начальником по лярной станции мыса Стерлегова К. Зван цевым. Об этой находке говорилось в за метке, опубликованной во второй книжке журнала «Советская Арктика» за 1935 год: «Станцией мыса Стерлегова найдены брошенные сломанные нарты, вероятйо, из готовленные на каком-либо корабле, так как они креплены судовыми медными трубка ми. Найдены нарты на горе; они опрокинуты и направлены на Диксон. Лежат они много лет. Работа прочная, в расчете на дальний
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2