Сибирские огни, 1974, №9
лу страха и презрения. От неожиданности он отлетел к середине трамвая и затих. Тог да и другие, в том числе очнувшиеся муж чины, стали его урезонивать... Е. М.» Многие гневно откликнулись на высоко мерно брошенную обвиняемым Шпенёвым фразу: «Эмоции к делу не относятся». Это не случайно. Эта фраза свидетельствует не только о пробеле в воспитании вообще, сколько о пробеле в воспитании чувств. Воспитание чувств... При серьезном анализе этой проблемы нельзя не прийти к выводу, что воспитание чувств — задача государственной важ ности, она не меньше значит в жизни, чем воспитание, к примеру, деловых ка честв. В советской педагогике последнее время во многом ориентируются на теорию и практику Василия Александровича Сухом- линского. А ведь основа его системы — гу манность, доброта, то есть понятия из обла сти чувств. И вот, кстати, подходящее к происшествию в Анжеро-Судженске выска зывание этого педагога: «Стыд — вот мо гучее противоядие от г.нусного и мерзкого, стыд — это, образно, говоря, та глубокая вода, на которой держится ладья чести, со вести, достоинства». Где, когда начинало черстветь сердце неплохого ученика, школьного волейболиста Василия Шпенёва? На какой ступеньке сво его развития он потерял представление о стыде? Ведь не родился же мальчик, как пишет один из авторов откликов, с винным перегаром на устах? И есть ли понятие о стыде у молодого человека в трамвае, что с бранью и угрозами бросается на женщи ну защищать «свое» место? Мы с некоторой тревогой повторяем, что сегодняшние дети стали умнее, информиро ваннее своих родителей, когда те были в та ком же возрасте, мы радуемся их матери альному благополучию, их физической при влекательности, но то и дело с огорчением отмечаем в них либо чрезмерный рациона лизм, либо просто бездушие. Среди откли ков, пришедших на дело «о журавле», есть такой. Молодая женщина видит во дворе сцену: ребята-младшеклассники налови ли стрекоз и медленно, продляя агонию, ре жут их на куски. «Я онемела, — пишет она, — и кинулась к детям, как бегут на по жар...» Откуда жестокость? Откуда черствость? Не сами ли старшие, не желая того, поро дили их? Читатели не зря столько внимания уделили мамаше Шпенёвой. Многие очень проницательно подметили сомнительность ее собственных нравственных воззрений. Каждый из нас хорошо понимает, что там, где вещи и деньги подчиняют себе челове ка, бесполезно искать отзывчивость, чут кость... А как у вас с величием души? Все остальное, кажется, в порядке, Но, не играя в поддавки и прятки. Скажите, как с величием души? Я знаю, это не легко, не просто. Ответить легче, чем осуществить. Железные канаты проще вить. Но как там в отношеньи благородства? — спрашивает поэт Борис Слуцкий тех, кто сыт, одет, как будто доволен жизнью, но лишен ее главного смысла — духовного. Когда ре бенок наивно спрашивает: «Мама, а война с фашистами была в древности?» — для него этот этап жизни страны, суровое испытание силы духа советских людей, в самом деле, уж очень далекое прошлое. И он, пожалуй, не сразу поймет, что значил для его матери, которой было в ту пору столько же лет, сколько ему сейчас, кусок хлеба. Но он дол жен понять. Во время осенней уборки четырнадцати лет,ние школьники веселились на картофель ном поле над обилием продуктов, которыми их снабдили заботливые родители: закопа ли в землю вареные яички, распинали пыш ные белые булочки, смешали с землей бухан ки хлеба. Классный руководитель с тревогой рассказал об этом родителям, как о чрезвы чайном происшествии, над которым надо серьезно задуматься. Д а, человек выше сытости. Это так. Но, чтобы остаться Человеком, вовсе не обяза тельно быть аскетом. Скорее напротив, ма териальная обеспеченность раскрепощает на ши духовные возможности. Как сохранить разумную гармонию, как довести до созна ния ребенка высокий смысл труда, точнее всего подскажет неравнодушное сердце. Главное — не упустить время, не прогля деть. На летней площадке, где продают шашлы ки, толпа двадцатилетних молодчиков, доб ротно и модно одетых, горланит под гита ру: «Пусть работает Иван, выполняет план!..» А им, дескать, не к чему ломать го лову над трудовыми проблемами: они сыты, одеты, обуты, их задача — весело пожить. Р ассказы вая об этой картине, увиденной в большом шахтерском городе, заслуженный художник РСФСР Александр Николаевич Кирчанов, фронтовик и почетный вете ран труда, потрясен: — Откуда это кощунство? Ведь «Ивана ми» нас фашисты называли... Вот как круто возвращается к исходной позиции мысль о неблагодарности, о неуме нии понять чьи-то чувства. Простое слово «сочувствовать» означает чувствовать вместе с кем-то. Когда обнаг левшие в поисках выпивки молодчики изби вали ни в чем неповинного рабочего, разве они могли чувствовать его боль? Справедливы и разумны требования вос питывать молодежь на примерах любви ко всему живому, в частности, ссылка одного из авторов на литературные работы Бориса Рябинина. К ним хочется добавить и такой совет. В журнале «Юность» (№№ 6—7, 1973 года) опубликована повесть Бориса Василь ева «Не стреляйте в белых лебедей». Писа тель во весь голос говорит о глубоком нрав ственном значении этой самой «любви ко всему живому». Герой повести Егор Полуш- кин — человек странный и неудачливый в глазах некоторых окружающих — талант лив именно умением любить все живое, та лантлив добротой своей. По воле автора он —лесник—доходит до трибуны государствен ного масштаба и говорит с нее такие слова: «Вот я при Черном озере состою, а рань-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2