Сибирские огни, 1974, №9

лу страха и презрения. От неожиданности он отлетел к середине трамвая и затих. Тог­ да и другие, в том числе очнувшиеся муж ­ чины, стали его урезонивать... Е. М.» Многие гневно откликнулись на высоко­ мерно брошенную обвиняемым Шпенёвым фразу: «Эмоции к делу не относятся». Это не случайно. Эта фраза свидетельствует не только о пробеле в воспитании вообще, сколько о пробеле в воспитании чувств. Воспитание чувств... При серьезном анализе этой проблемы нельзя не прийти к выводу, что воспитание чувств — задача государственной важ ­ ности, она не меньше значит в жизни, чем воспитание, к примеру, деловых ка­ честв. В советской педагогике последнее время во многом ориентируются на теорию и практику Василия Александровича Сухом- линского. А ведь основа его системы — гу­ манность, доброта, то есть понятия из обла­ сти чувств. И вот, кстати, подходящее к происшествию в Анжеро-Судженске выска­ зывание этого педагога: «Стыд — вот мо­ гучее противоядие от г.нусного и мерзкого, стыд — это, образно, говоря, та глубокая вода, на которой держится ладья чести, со­ вести, достоинства». Где, когда начинало черстветь сердце неплохого ученика, школьного волейболиста Василия Шпенёва? На какой ступеньке сво ­ его развития он потерял представление о стыде? Ведь не родился же мальчик, как пишет один из авторов откликов, с винным перегаром на устах? И есть ли понятие о стыде у молодого человека в трамвае, что с бранью и угрозами бросается на женщи­ ну защищать «свое» место? Мы с некоторой тревогой повторяем, что сегодняшние дети стали умнее, информиро­ ваннее своих родителей, когда те были в та­ ком же возрасте, мы радуемся их матери­ альному благополучию, их физической при­ влекательности, но то и дело с огорчением отмечаем в них либо чрезмерный рациона­ лизм, либо просто бездушие. Среди откли­ ков, пришедших на дело «о журавле», есть такой. Молодая женщина видит во дворе сцену: ребята-младшеклассники налови­ ли стрекоз и медленно, продляя агонию, ре­ жут их на куски. «Я онемела, — пишет она, — и кинулась к детям, как бегут на по­ жар...» Откуда жестокость? Откуда черствость? Не сами ли старшие, не желая того, поро­ дили их? Читатели не зря столько внимания уделили мамаше Шпенёвой. Многие очень проницательно подметили сомнительность ее собственных нравственных воззрений. Каждый из нас хорошо понимает, что там, где вещи и деньги подчиняют себе челове­ ка, бесполезно искать отзывчивость, чут­ кость... А как у вас с величием души? Все остальное, кажется, в порядке, Но, не играя в поддавки и прятки. Скажите, как с величием души? Я знаю, это не легко, не просто. Ответить легче, чем осуществить. Железные канаты проще вить. Но как там в отношеньи благородства? — спрашивает поэт Борис Слуцкий тех, кто сыт, одет, как будто доволен жизнью, но лишен ее главного смысла — духовного. Когда ре­ бенок наивно спрашивает: «Мама, а война с фашистами была в древности?» — для него этот этап жизни страны, суровое испытание силы духа советских людей, в самом деле, уж очень далекое прошлое. И он, пожалуй, не сразу поймет, что значил для его матери, которой было в ту пору столько же лет, сколько ему сейчас, кусок хлеба. Но он дол­ жен понять. Во время осенней уборки четырнадцати­ лет,ние школьники веселились на картофель­ ном поле над обилием продуктов, которыми их снабдили заботливые родители: закопа­ ли в землю вареные яички, распинали пыш­ ные белые булочки, смешали с землей бухан­ ки хлеба. Классный руководитель с тревогой рассказал об этом родителям, как о чрезвы­ чайном происшествии, над которым надо серьезно задуматься. Д а, человек выше сытости. Это так. Но, чтобы остаться Человеком, вовсе не обяза­ тельно быть аскетом. Скорее напротив, ма­ териальная обеспеченность раскрепощает на­ ши духовные возможности. Как сохранить разумную гармонию, как довести до созна­ ния ребенка высокий смысл труда, точнее всего подскажет неравнодушное сердце. Главное — не упустить время, не прогля­ деть. На летней площадке, где продают шашлы­ ки, толпа двадцатилетних молодчиков, доб­ ротно и модно одетых, горланит под гита­ ру: «Пусть работает Иван, выполняет план!..» А им, дескать, не к чему ломать го­ лову над трудовыми проблемами: они сыты, одеты, обуты, их задача — весело пожить. Р ассказы вая об этой картине, увиденной в большом шахтерском городе, заслуженный художник РСФСР Александр Николаевич Кирчанов, фронтовик и почетный вете­ ран труда, потрясен: — Откуда это кощунство? Ведь «Ивана­ ми» нас фашисты называли... Вот как круто возвращается к исходной позиции мысль о неблагодарности, о неуме­ нии понять чьи-то чувства. Простое слово «сочувствовать» означает чувствовать вместе с кем-то. Когда обнаг­ левшие в поисках выпивки молодчики изби­ вали ни в чем неповинного рабочего, разве они могли чувствовать его боль? Справедливы и разумны требования вос­ питывать молодежь на примерах любви ко всему живому, в частности, ссылка одного из авторов на литературные работы Бориса Рябинина. К ним хочется добавить и такой совет. В журнале «Юность» (№№ 6—7, 1973 года) опубликована повесть Бориса Василь­ ева «Не стреляйте в белых лебедей». Писа­ тель во весь голос говорит о глубоком нрав­ ственном значении этой самой «любви ко всему живому». Герой повести Егор Полуш- кин — человек странный и неудачливый в глазах некоторых окружающих — талант­ лив именно умением любить все живое, та­ лантлив добротой своей. По воле автора он —лесник—доходит до трибуны государствен­ ного масштаба и говорит с нее такие слова: «Вот я при Черном озере состою, а рань-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2