Сибирские огни, 1974, №9
тельным цинизмом, жестоко обращался с птицей-журавлем, видя, что она приручена к людям, и зная, что она жила в детском учреждении и способствовала нравственному воспитанию детей, Шпенёв... совместно с Салатовым и Бурмистровым содрали с нее кожу, сварили мясо и съели, распивая спирт ные напитки, т. е. совершено преступление, предусмотренное ст. 206, ч. II УК РСФСР». Прокурор города Алексей Николаевич Си лаев дал санкцию на арест преступников, квалифицируя их действия как хулиганст во, проявленное с особой дерзостью. Началось следствие. А между тем пополз ли по городу слухи: «Ничего им не будет». Люди возмущались, люди говорили: «Пове сить мало». И в то же время знающие пре ступников неохотно давали показания, пред почитая остаться в стороне. В чем дело? Бедный Журка и неожиданный шум из-за него потянули целую цепь преступлений мо лодчиков с улицы Омской, которым пока удавалось выходить сухими из воды. На Омской — двухэтажные деревянные бараки тридцатых годов, сараи, сараюшки с курами, свиньями, лавочки у подъездов, где некоторые жители посиживают уже по тридцать лет. Сидят эти люди по вечерам и наблюдают, как на их глазах растут маль чишки, как в определенное время начинают обрастать длинными космами и гоготать в темноте, как озоруют, хулиганят, собирают ся то у Сапоговых, где сама мать с двумя сыновьями пьет, то у Головиных, где такое творится... Все знают, что верховодит ими Василий Шпенёв, человек, которому по воз расту давно бы пора иметь и трудовой стаж , и семью, но ни того, ни другого у не го нет, содержит его мать-продавщица, обе регая в двадцать семь лет от тяжелого тру да, причем содержит не по средствам: по солидному виду да по пристрастию к доро гой одежде соседи окрестили Шпенёва Ди ректором. А подростки зовут его Богом. Он мастер ски смешивает порошки, капли и прочие ап течные препараты, создавая алкогольные напитки (и вот уже прошел слух, что он учился в медицинском институте), он может найти подход к любому «заводскому» в день получки и вытрясти из него деньги на про пой (и вот уже удивляются мальчишки: «Голова, недаром учился на электроника!»). Но главная «слава» Шпенёва, приклеив шая ему ярлык «умника», состоит в том, что он лихо уходит от личной ответственно сти за разного рода преступления. Шпе нёв — организатор не одного безобразного поступка, ни разу до этого не был судим. Зато был судим Сапог, или, вернее, Сапо жок, человек несамостоятельный, мелкий, с детских лет воришка, плут, что служит на посылках у Бога — Шпенёва. Зато теряет достоинство рабочий парень Бурмистров, ко торого за безволие да за податливость ха рактера окрестили Ваней — прост, мол, без ответен, одним словом, Ваня Бурый. А на самом деле, этого высокого видного парня зовут Владимиром. И вот зашептала улица: «Все его боятся, этого Шпенёва». И вот покатилась молва: «Мать говорит, из-под земли выскребу, двух кабанов не пожалею»... И начали вспоми нать: «Сколько она тогда-то дала? Деньги все сделают»... В кабинет следователя Шпенёв входил не просто уверенно, а разухабисто. Здоровен ный малый. На лбу светлый чуб. Глаза го лубые, нахальные. Верны слова одного из соседей: «Такой видный снаружи и такой подлец внутри». После первого же вопроса следователя из Шпенёва хлынул поток оправданий. Все его способности служили одному — выкрутиться любой ценой. И в демагогических разглагольствованиях, и в словообилии, охотном, шумном, все отчетли вее проступало подлинное лицо этого типа. Он — тунеядец. Меняет места работы, что бы не привлекли к ответственности, но не трудится. Собственно, его падение начинает ся с нежелания трудиться. Кончил одиннад цать классов (мать души не чаяла в нем после смерти отца, не щадила ни денег, ни совести, чтобы продвинуть сынка в люди), поступал в институт, оказалось, что учеба — это труд, да еще какой! Бросил институт. А мама все пичкает да одевает... Вот уже десять лет. И вся его «логика», и все «мыс ли», и вся «эрудиция», и безмерное нахаль ство служат одному — выпить, поесть, а так как в его жизни нет труда, дающего возможность пить и есть, приходится заме нять его шарлатанством, приспособленчест вом, вот в этом он отточил мастерство, име ет опыт. Его мораль — полное отсутствие представлений о совести. На очных ставках он, не моргнув глазом, отрицал показания своих приятелей, свали вая все на них. Характерная сцена: зачитывается показа ние Сапогова; и вдруг неожиданно злой взгляд разъяренного Бога в его сторону, ру ка сжимается в увесистый кулак. Сапожок съежился, подобострастно хихикнул... И вы сокий Бурмистров как-то терялся, усыхал рядом с Богом, отказываясь от первоначаль ных показаний... Шпенёв вполне освоился в кабинете сле дователя, держался развязно: — Зачем мне адвокат? Видите ли, она плачет, какая сентиментальная дама... Я сам могу защититься! Он до того был уверен в собственной без наказанности, что даж е не скрывал своего цинизма. Следователь: — Я понимаю адвоката. Я не раз видел, как дети шли через улицу, держась за рубашонки друг друга, а ж у равль держал клювом за рубашонку послед него малыша. Шпенёв: — Ну и что, эта умилительная картина вас нравственно воспитала? Птица не зарегистрирована — раз, эмоции к делу не относятся — два. Нет, все-таки словесная развязность, сви детельствующая, кстати, вовсе не об уме, а лишь о бесстыдстве опустившегося челове ка, должна иметь под собой более крепкую базу, нежели шпенёвская юридическая ос ведомленность, почерпнутая им в камере предварительного заключения. Если проана лизировать хотя бы один, последний, из де сяти его праздных годов жизни, то он бу дет знаменателен такими событиями: гнус
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2