Сибирские огни, 1974, №9

Но и на этом копировальная история не закончилась. Штампы для Средней Азии бы­ ли изготовлены с высокой точностью и очень хорошей чистотой поверхности. На­ столько хорошей, что начальник главка В я­ чеслав Дмитриевич Глухарев вначале даже не поверил Туву, что все сделано по копиру. Ему доказали. Тогда встал вопрос об изго­ товлении специального стайка с копироваль­ ным устройством для обработки различных деталей со сложным профилем. Гаев, Ту в, Г. Прихно обосновали также свое предло­ жение о том, что многие «фигуристые» дета­ ли можно обрабатывать с помощью копира не на специальных, а даже на универсаль­ ных станках. Но мы вернемся к уникальным машинам. Хотя бы потому, что каждая из них имеет овою судьбу. И потому, что она — долго­ житель, и потому, что у нее обычно особое назначение. Последнее обстоятельство сов­ сем не умиляет конструкторов, а, наоборот, раздражает. Как было много лет подряд? Увеличат, к примеру, длину стола — и вот вам, пожалуйста, новая специальная маши­ на. Давай на нее новую спецификацию, но­ вые чертежи, теряй сотни драгоценных ча­ сов, хотя, в сущности, никаких принципи­ альных отличий нет. В продольно-строгаль­ ном станке около двух тысяч оригинальных деталей. Представьте, сколько сил надо, чтобы не только сконструировать, но и по­ просту вычертить детали. Упрощение и облегчение нашли в унифи­ кации. На технический проект шести стан­ ков унифицированной серии ушло в два ра­ за меньше времени, чем на проектирование ранее одной комбинированной машины. Внедренную систему конструкторы сравни­ вают с детскими играми: когда из одних и тех же кубиков ребятня строит самые раз­ ные фигуры. Варьируя только тремя типо­ размерами новых станков, можно выпускать машины сто одного исполнения. Действи­ тельно, на любой вкус! Унифицировали, например, строгальные суппорты. Они сейчас абсолютно одинако­ вые, хотя идут на станки разных габаритов и назначения. В перспективе их будут вы­ пускать сериями, поставят на поток. Уточ­ ним, что узлы суппорта — сани, поворотная часть, резцедержка и т. д. — проектируют­ ся многие месяцы, по меньшей мере три конструктора высокой квалификации заня­ ты только этим, а на исполнение рабочего проекта времени нужно еще в два раза больше. Суппорты машин теперь обезличе­ ны. Они имеют только агрегатный номер. А прежде каждый из них был приписан к своему станку, как каждый пароход к свое­ му порту. Технике и прогрессу помогает своеобра­ зие людей, а не машин. Единообразие для машин выгоднее своеобразия. Дорогостоя­ щие особенности могут радовать дилетанта, а не профессионала. Когда по трем маши­ нам в бюро Н. Н. Гнева степень унифика­ ции довели до семидесяти процентов (а раньше тридцать шесть процентов считали пределом), то это справедливо оценили как большой успех. Еще одно достоинство унификации — она позволяет переориентировать силы конструк­ торов, более разумно их использовать, рабо­ тать на перспективу. У них появилась воз­ можность больше знать, глубже знакомить­ ся с литературой, патентами, с новшества­ ми, с достижениями электроники. Прошло время, когда все, что входило в электропри­ вод, мастерилось на заводе. Ныне комплек­ тующие узлы для него поступают из мно­ гих городов. Важно только выбрать лучшее, а затем умело применить. Для уникального станка особая сложность заключается в том, чтобы его многотонные узлы и механизмы не переезжали при пере­ мещениях в процессе обработки деталей за­ данную координату и останавливались там, где им полагается. Недоезжать — тоже для них большой грех. Контролируют движение и остановки датчики. В том числе и те, ко­ торые предложили заводу имени Ефремова московские специалисты. Конструкция у них была на редкость сложная, да и платить за каждый из них надо было столько же, сколько стоит... малолитражный автомобиль. От них отказались. Вместо этого инженеры Г. Лебедев, В. Пантелеев и В. Стогниенко усовершенствовали старые, давно применяе­ мые и дешевые датчики и сберегли предпри­ ятию сто тысяч рублей. Легко заметить, что мы словно забыли о Туве и называем другие имена. Делаем это намеренно. Одному, даже самому талантли­ вому конструктору, не под силу создать уникальный станок, тысячи людей вклады­ вают в него свой труд. И нам бы очень хо­ телось поименно, как в армии на вечерней поверке, назвать всех сборщиков и техноло­ гов, мастеров и начальников цехов, расточ­ ников и констрУкт°ров, причастных к этой великолепной работе. Награждение Наумова и Тува — признание заслуг большого кол­ лектива. Однако выбор не случайно пал на них. Если из всех достоинств новосибирских уникальных станков вычленить важнейшие, то имя будут прогрессивное управление ма­ шинами, их надежность и высокая произво­ дительность. Кто, как не главный инженер за­ вода и ведущий конструктор по электропри­ воду, придали машинам такие качества?! Подвесной пульт управления, программное управление, тиристорный привод — э.то крас­ ные страницы трудовой летописи. За последние десять лет в стране создано почти полторы тысячи моделей тяжелых станков: токарных, карусельных, зубофре­ зерных, расточных, строгальных... Для обра­ ботки цилиндров низкого и высокого давле­ ния паровых турбин, лопаток и лопастей, гребных винтов, огромных заготовок из стальных и цветных сплавов, мощных судо­ вых дизелей и т. д. Речь идет именно о мо­ делях, а не об экземплярах. Но стоят ли гордиться тем, что моделей так много? В станкостроения стоит. Потому что это говорит о возросшем уровне техни­ к и , об огромной потребности в обработке самых разнообразных деталей. Мы теперь на своем, отечественном оборудовании с вы­ сокой производительностью и зго тавли ваем детали, размеры которых исчисляются де

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2