Сибирские огни, 1974, №9
Но и на этом копировальная история не закончилась. Штампы для Средней Азии бы ли изготовлены с высокой точностью и очень хорошей чистотой поверхности. На столько хорошей, что начальник главка В я чеслав Дмитриевич Глухарев вначале даже не поверил Туву, что все сделано по копиру. Ему доказали. Тогда встал вопрос об изго товлении специального стайка с копироваль ным устройством для обработки различных деталей со сложным профилем. Гаев, Ту в, Г. Прихно обосновали также свое предло жение о том, что многие «фигуристые» дета ли можно обрабатывать с помощью копира не на специальных, а даже на универсаль ных станках. Но мы вернемся к уникальным машинам. Хотя бы потому, что каждая из них имеет овою судьбу. И потому, что она — долго житель, и потому, что у нее обычно особое назначение. Последнее обстоятельство сов сем не умиляет конструкторов, а, наоборот, раздражает. Как было много лет подряд? Увеличат, к примеру, длину стола — и вот вам, пожалуйста, новая специальная маши на. Давай на нее новую спецификацию, но вые чертежи, теряй сотни драгоценных ча сов, хотя, в сущности, никаких принципи альных отличий нет. В продольно-строгаль ном станке около двух тысяч оригинальных деталей. Представьте, сколько сил надо, чтобы не только сконструировать, но и по просту вычертить детали. Упрощение и облегчение нашли в унифи кации. На технический проект шести стан ков унифицированной серии ушло в два ра за меньше времени, чем на проектирование ранее одной комбинированной машины. Внедренную систему конструкторы сравни вают с детскими играми: когда из одних и тех же кубиков ребятня строит самые раз ные фигуры. Варьируя только тремя типо размерами новых станков, можно выпускать машины сто одного исполнения. Действи тельно, на любой вкус! Унифицировали, например, строгальные суппорты. Они сейчас абсолютно одинако вые, хотя идут на станки разных габаритов и назначения. В перспективе их будут вы пускать сериями, поставят на поток. Уточ ним, что узлы суппорта — сани, поворотная часть, резцедержка и т. д. — проектируют ся многие месяцы, по меньшей мере три конструктора высокой квалификации заня ты только этим, а на исполнение рабочего проекта времени нужно еще в два раза больше. Суппорты машин теперь обезличе ны. Они имеют только агрегатный номер. А прежде каждый из них был приписан к своему станку, как каждый пароход к свое му порту. Технике и прогрессу помогает своеобра зие людей, а не машин. Единообразие для машин выгоднее своеобразия. Дорогостоя щие особенности могут радовать дилетанта, а не профессионала. Когда по трем маши нам в бюро Н. Н. Гнева степень унифика ции довели до семидесяти процентов (а раньше тридцать шесть процентов считали пределом), то это справедливо оценили как большой успех. Еще одно достоинство унификации — она позволяет переориентировать силы конструк торов, более разумно их использовать, рабо тать на перспективу. У них появилась воз можность больше знать, глубже знакомить ся с литературой, патентами, с новшества ми, с достижениями электроники. Прошло время, когда все, что входило в электропри вод, мастерилось на заводе. Ныне комплек тующие узлы для него поступают из мно гих городов. Важно только выбрать лучшее, а затем умело применить. Для уникального станка особая сложность заключается в том, чтобы его многотонные узлы и механизмы не переезжали при пере мещениях в процессе обработки деталей за данную координату и останавливались там, где им полагается. Недоезжать — тоже для них большой грех. Контролируют движение и остановки датчики. В том числе и те, ко торые предложили заводу имени Ефремова московские специалисты. Конструкция у них была на редкость сложная, да и платить за каждый из них надо было столько же, сколько стоит... малолитражный автомобиль. От них отказались. Вместо этого инженеры Г. Лебедев, В. Пантелеев и В. Стогниенко усовершенствовали старые, давно применяе мые и дешевые датчики и сберегли предпри ятию сто тысяч рублей. Легко заметить, что мы словно забыли о Туве и называем другие имена. Делаем это намеренно. Одному, даже самому талантли вому конструктору, не под силу создать уникальный станок, тысячи людей вклады вают в него свой труд. И нам бы очень хо телось поименно, как в армии на вечерней поверке, назвать всех сборщиков и техноло гов, мастеров и начальников цехов, расточ ников и констрУкт°ров, причастных к этой великолепной работе. Награждение Наумова и Тува — признание заслуг большого кол лектива. Однако выбор не случайно пал на них. Если из всех достоинств новосибирских уникальных станков вычленить важнейшие, то имя будут прогрессивное управление ма шинами, их надежность и высокая произво дительность. Кто, как не главный инженер за вода и ведущий конструктор по электропри воду, придали машинам такие качества?! Подвесной пульт управления, программное управление, тиристорный привод — э.то крас ные страницы трудовой летописи. За последние десять лет в стране создано почти полторы тысячи моделей тяжелых станков: токарных, карусельных, зубофре зерных, расточных, строгальных... Для обра ботки цилиндров низкого и высокого давле ния паровых турбин, лопаток и лопастей, гребных винтов, огромных заготовок из стальных и цветных сплавов, мощных судо вых дизелей и т. д. Речь идет именно о мо делях, а не об экземплярах. Но стоят ли гордиться тем, что моделей так много? В станкостроения стоит. Потому что это говорит о возросшем уровне техни к и , об огромной потребности в обработке самых разнообразных деталей. Мы теперь на своем, отечественном оборудовании с вы сокой производительностью и зго тавли ваем детали, размеры которых исчисляются де
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2