Сибирские огни, 1974, №9
телевизора, когда мимо дома проходит трамвай. «Дерганье» преобразователя полностью прекратилось, когда конструкторы постави ли специальные фильтры для подавления внешних помех и экранировали провода, т о ' есть усилили их защиту. Станли выпустили с тиристорным электро приводом. Был сделан вперед очередной трудный шаг. Наумову и Туву Государст венные премии дали не только за создание новых конструкций станков, но и за оснаще ние нашей промышленности уникальными машинами. Сейчас в нашем рассказе подошло то ме сто, когда нужно, видимо, подробнее рас шифровать слово «уникальный». Почему именно оно определяет продукцию завода имени Ефремова? Потому что эти станки выпускаются малыми сериями я, как прави ло, по специальному постановлению прави тельства? Д а. Но не только. А что же еще? Неужели исключительность, уникальность в том, что расточные и продольно-обрабаты вающие машины огромны, тяжеловесны? Тогда песчаные горы или гранитные глыбы еще уникальнее. Но глыбы неподвижны, а станку надо работать, прячем, безотказно лет пятнадцать-двадцать. Да и вес делает уникальными станки завода имени Ефремо ва. В книге известного ученого — профессо ра А. С. Пронникова «Расчет и конструиро вание металлорежущих станков» (издатель ство «Высшая школа», 1962 год) дана клас сификация станков по весу. Так вот, те из яих, которые весят свыше ста тонн, он от носит к станкам особо тяжелым, уникаль ным. Дело в том, что при таком весе обычные проблемы, давно решенные для легких и средних станков, здесь требуют особого ре шения. Как перемещать гигантские узлы, как выходить на заданные координаты, за нимать строго фиксированные позиции, как управлять машиной — кругом своя специ фика. Помните, мы говорили о столе, кото рый неотвратимо, как рок, сползал со ста нины, превращая в крошево защитные гре бенки? Это инерция многотонной махины. Естественно, что не одним весом опреде ляется уникальность. В производстве ста нок, о котором мы ведем речь, находится два-три года. Он оснащается самой совре менной и дорогой автоматикой. — Экономия,— уточняет Тув,— здесь не допустима, потому что мы делаем уникаль ный станок в расчете на обработку уникаль ных деталей. Например, деталей для тур бин, турбогенераторов, шагающих экскава торов и т. д. Наши станки работают по три смены — десятилетиями. За свою биогра фию они приносят сотни тысяч, а порой и миллионы рублей прибыли. Когда наш ста нок останавливают на ремонт, то приходит ся перестраивать производство всего цеха, | то и завода. Так что никакой рекламы или похвальбы в привычном определении — уникальный — «ет. Оно просто и хорошо отражает приро ду труда на заводе имени Ефремова, на предприятии, где конструкторы задают тон производству. Но даж е от «их не раз при- 9» ходилось слышать, что порой они старают ся... для- полки, что отдельные проекты оста ются на бумаге, неосуществленными. Однако и эти работы следует рассматривать как ве хи становления, профессионального роста. Накопленный по крупицам опыт вдруг про является в оригинальном — и самое важ ное — осуществленном решении. А толчком может быть случай. Приехал из Средней Азии специалист на завод и го ворит: — Для юрт нам нужны листы сложных профилей. Их надо штамповать, но мы не знаем, как вести обработку штампов. Помо жете — низкий поклон будет от животново дов. Сам понимаешь, у каждого чабана должна быть юрта. Надежная, легкая, теп лая. Сознаешь?1 Юрта, дом, жилище, ноч лег... Как не сознавать... Тув выслушал послан ца Средней Азии и пошел советоваться с Николаем Несторовичем Гаевым, начальни ком бюро отдела главного конструктора. Профиль, конфигурация штампа, который не знали, как обрабатывать, напоминал крышу китайской пагоды. Одни штамп можно было бы и вручную сделать. Но из Средней Азии приехали, конечно, не из-за одного. — Давай смастерим,— поедложил комму нист Тув коммунисту Гаеву,— копироваль ное приспособление для обработки штампов. — А на какой станок его поставим? — Найдем. И нашли. На соседнем заводе. Причем свой продольно-обрабатывающий станок, из готовленный совсем недавно. На нем и «про гнали» всю партию штампов с помощью ко пировального устройства. Вообще говоря, работа по копиру извест на давным-давно, но она долго не получала широкого распространения. Почему? Да по тому, что раньше копировальные устройст ва всегда изготовлялись вручную. Это было слишком трудоемкое дело д аж е для лекаль щиков высокого класса. Конструкторы завода имени Ефремова по ступили иначе. Они обработали спроектиро ванный ими копир на станке с программным управлением, а потом уже на другой маши не, «обнаруженной» на соседнем предприя тии, обработали по копиру всю партию штампов. Старая «роль» в новом прогрес сивном исполнении принесла успех. Но на этом история не закончилась. Откликаясь на просьбу животноводов, конструкторы вспомнили, что перед ними неоднократно ставилась задача по обработ ке лопаток сверхмощных турбин, имеющих еще более сложный профиль. А почему бы, решили они, не спроектировать специальный станок с копировальным устройством? Д е лать этот копир теперь вручную не надо, а раз так, то задачу вполне можно решить. И ее решили. Приехав совсем, недавно в Моск ву на выставку «Станки США-74», Алек сандр Михайлович Тув уже не удивлялся тому, что американцы всячески рекламиру ют приспособленность своих машин к про цессу копирования. Новый уровень техники придал популярность старому методу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2