Сибирские огни, 1974, №8

У коновязи старец становится на одно колено и начинает песню изобилия — алгыс. Слушают его с величайшим вниманием. Окончив песнь, олонхосут специальной ложкой набирает кумыс и обрызгивает лошадей, коновязь, все вокруг себя. Это — сигнал для тра­ диционного танца девушек и юношей с чоронами-кубками. На ысыахах прошлое переплелось с нынешним,— старинная коно­ вязь, но тут же и трибуна; после песни олонхосута и танца — с нее про­ звучат речи, будут отмечать передовиков труда. А затем угощение, кумысопитие. Наевшись и напившись, народ при­ нимается за традиционные соревнования, нередко самые изощренные: прыжки по-заячьи (куобах) и прыжки на одной ноге (кылы), мас-тар- дысыы — перетягивание палки, тустуу — борьба в обнимку.... Конские бега. И гвоздь программы — национальный хороводный танец осуокай с импровизацией: запевала ведет песню в ритме пляски, остальные вто­ рят ему... Форма празднества сохранилась древняя, но все, что происходит в этот день на зеленой поляне, органично связано с повседневностью, с трудом, заботами и лучшими чаяниями людей, и седобородый олонхо­ сут, и лихой запевала в танце — они поют о сегодняшнем, их импровиза­ ции посвящены самым волнующим темам. И словно подчеркивая интер­ националистическую черту этой современности, в красочном националь­ ном празднестве якутов принимают равноправное и активное участие русские и татары, эвенки и чукчи, все, кто живет и работает с ними ря­ дом, кто гостит у них... А гостей приглашают широко,— это тоже одна из добрых национальных традиций. Я очень люблю эти праздники — в них сама душа народа, моих зем­ ляков, которые строят коммунизм на самой северной оконечности боль­ шой страны. Они обуздывают суровую природу, борются с трудностями не жалея сил, добывают алмазы и золото, умножают стада и возделы­ вают поля, достают рыбу из глубин Ледовитого океана и промышляют драгоценную пушнину... Не перечислить всего, что составляет современ­ ный день моих земляков, моих героев. Их судьба — моя судьба, я их поэт. И бесконечно горжусь этим. Я пою их дела, их светлые устремле­ ния, чистые сердца — в этом суть стихов, основное содержание. Впрочем, и остальное там. Все, что по какой-либо причине не упомя­ нуто в этих заметках, что забыл за давностью лет. Ведь сказано же: главное о поэте — в стихах его. Якутск — Переделкино, 1973 г. Перевел с якутского В. ЛИТВИНОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2