Сибирские огни, 1974, №8
Н. Н. Сушкиной и многие другие дневники полярных путешественников и ученых. Эта маленькая, карманного формата, книжица в бумажном переплете — еще один вклад в географическое исследование Таймыра, в раскрытие его тайн. С. ЩЕГЛОВ Е. Беленький. Горьковская тетрадь. Новоси бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1972. Переписка Горького с сибирскими лите раторами, дополненная их воспоминаниями о своем литературном наставнике и друге, из вестна по сборникам «Письма в Сибирь» (Новосибирск, 1946), «Горький и Сибирь» (Иркутск, 1949; Новосибирск, 1961). Однако 'все они содерж ат только свод фактов, ма териалов. Е. Беленький приступает к их си стематизации, обобщению. Помимо н азван ных сборников, тома «Летописи жизни и творчества Горького» и «Архива Горького», «Сибирские огни», «Литературное наследст во Сибири» и «Сибирская энциклопедия», ереванский сборник «Горький и литература народов Советского Союза», ярославский сборник «Позывные сердца» — вот далеко ее полный перечень разнообразных источ ников, которые тщательно обследованы ав тором и позволяют ему развернуть тему масштабно, целенаправленно. Своеобразным «прологом», обосновываю щим самое зарождение темы, выступает д о вольно неожиданный раздел «Сибирь в ж из ни Горького», с его вехами: высылка деда по отцу в Сибирь, бегство Максима Пешко ва из Тобольска, казанские, красновидов- ские и тифлисские встречи Алексея Пешко ва с прибывшими из Сибири политическими ссыльными, общение на Капри с сибирски ми большевиками, художниками, литерато рами. Здесь корни крепнущего интереса пи сателя к суровому краю, который дал миру «десятки и сотни красиво выкованных душ» >. Не отсюда ли активное участие Горького в литературном движении Сиби ри, горячее внимание к судьбам Г. Гребен щикова, Вс. И ванова й иркутских пионе ров, авторов «Базы курносых». Оказывается, «сибирская тема» в горьков ском творчестве представлена не то льк о/к ак это считалось издавна, известным рассказом «Ма-аленькая», но такж е затрагивается че рез рассуждения или воспоминания Тараса Маякина и Ромася, М арка Васильева и купца Тимофеева из г. Канска («И здале ка»), Дмитрия Самгина и Ияоко.ва, через отдельные детали пьес «На дне» и «Дачни ки», через очерки о сибирском павильоне на Всероссийской промышленной выставке (1896) и «Рассказ о необыкновенном» (1925). Так, словно бы пунктиром, намеча ются м и ом е смысловые линии, восходящие к широкому обобщению. Край с репутацией «гиблого места» и могучей, .нетронутой при родой, ж адно ждущей приложения умных рук. С бедствиями крестьян-переселенцав и стойким сопротивлением политических 1 М. Г о р ь к и й . Собр. соч. в 30 томах, т. 29, стр. 201. Далее везде цитаты по это му изданию. ссыльных. Со вспышками мятежей, с парти занским антиколчаковоким движ ением .' Край, который закономерно д в и га ется' по пути социалистического переустройства, превращения в «завод и житницу держ авы , ее рудник и арсенал» (Твардовский),— именно такое будущее Сибири провидел Горький. Автору «Горьковской тетради» важны не .просто отдельные детали, любопытные сами по себе: они отбираются лишь тогда, когда расширяют общие идейно-образные мотивы горьковского творчества. Сколько исследований было написано о драм е «На дне»! Сколько копий сломалось, в боях из- за образа Луки! А ведь, действительно, никто не заметил, что мечту человека о «праведной земле» развенчивает именно политический ссыльный. «И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного ученого... с книгами, с планами он, ученый-то...» (т. 6, стр. 150). Е. Белень кий пишет: «По-видимому, география прит чи, казалось бы, лишенной локального от тенка, избрана не случайно. Луке, очевид но, нужно было, чтобы смерть бедного че ловека, вся отрада которого была в мечте о несуществующей «праведной земле», оказа лась на совести не .просто носителя суровой правды, ученого с картами и книгами.^Бы ло важно намекнуть, что это ссыльный, то есть человек, связанный с освободительным движением, в основе которого лежит ак тивное стремление к переделке обществен ной жизни, а не пассивное, мечтательное прозябание в надежде на уж е готовую «идеальную землю». Однако вряд ли такое, любопытное само по себе, наблюдение позволяет трактовать образ Луки только как лукавого старца, но сителя идей пассивности, «традиционного утешителя». Е. Беленький, словно противо реча самому себе, тут же отмечает и дру гое: Л ука дает Ваське Пеплу «категориче ский совет» идти .в Сибирь: «Вору и .ворову сыну, оказавш емуся .в тупике. Л ука указы вает на, может быть, единственный выход. И в данном случае это делается б е з в с я к о г о л у к а в с т в а , и з и с к р е н н е г о с т р е м л е н и я п о м о ч ь б е д н о м у п а р н ю » (подчеркнуто мною. — М. С.). Автор фиксирует здесь внимание на «си бирском мотиве»: «А хороша сторона — Си бирь! Золотая сторона! Кто в силе да в ра зуме, тому там — как огурцу в парнике» (т. 6, стр. 134). Но читатель задумы вается попутно и о других сторонах характера Л у ки, являющегося, значит, не только вредо носным обманщиком. Действительно, в ли тературоведческих работах последних лет и практике театра 1 накопились материалы, заставляющие более диалектично рассмат ривать поведение и общую оценку Луки, едва ли не самого противоречивого горь ковского персонажа. Противоречивым нам представляется еще одно положение. Автор утверждает, что ку 1 См. работы Ю. Юзовского. Г. Гачева, спектакль в театре «Современник» и ин тересные (пусть не бесспорные) рецензии о нем Е. Сидорова. И. Соловьевой и В. Ши товой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2