Сибирские огни, 1974, №8
развития и роста собственного самосозна ния. Якуб — порождение нового времени; в этом образе осуществляется своеобразный синтез духовных устремлений Хемета и Ка- ромцева. Книга Рустама Валеева написана хоро шим, пластичным языком. Плотный, объем ный, звучащий, полный запахов и красок мир встает со страниц повести. Мы слышим потрескивание колес по сухой степной доро ге, видим неоплодотвореиные и покрытые бурьянной ветошью бесприютные поля во енных лет, чувствуем дымок сгоревшей по лыни над глинобитным очагом, ощущаем кислый, диковатый запах кумыса... Но порой автору изменяет вкус, и тогда патетическая напряженность повествования переходит в риторику, и на страницах по вести появляются невыносимые «красоты». Дония, будущая жена Хемета, чувствует в сонном воздухе «дыхание, чреватое безум ным налетом, бешеной скачкой, стыдом и болью». Или земля оказывается «чреватой» плодам», заботы «чреваты» опасностью, пе ред Каромцевым возникает Якуб, полный «чреватого неуемным восторгом затишья». Право, не стоило так нещадно эксплуатиро вать полюбившуюся конструкцию. Мы закрываем книгу с надеждой на но вую встречу с героями и в полной уверен ности, что мужество, доброта и гордость останутся в нашем мире, пока рождаются в нем такие, как Хемет, люди, способные все вынести и преодолеть. В. ВЕСЕЛОВ Рассказы сибирских ученых. Выпуск 1-й. Г. В. Крылов, Н. Н. Амшинский, Т. Н. Тро ицкая, Е. А. Дщепков. Новосибирск, Зап,- Сиб. кн. изд., 1973. Четыре тоненьких книжечки новой серия «Рассказы сибирских ученых» имеют точ ный адрес и назначение. «Почемучка» — это обширное племя одер жимых. из которого выходят академики и профессора, руководители промышленности, капитаны дальнего плавания и космонавты, агрономы и биологи»,— говорит один из ав торов кассеты, обращаясь к «почемучке ищущему», «почемучке 12—17 лет, которого уже не удовлетворяют многие объяснения учебников». Им, старшеклассникам, озабо ченным не только выбором профессии, но и задумывающимся уже о своем месте в об ществе, и адресованы эти живые беседы си бирских ученых. Все ли представляют себе, насколько зна чительна, ответственна и сложна работа ле совода; все ли знают, что такая профессия вообще существует, как существуют у лес ного хозяйства свои законы, с которыми нельзя не считаться и которые требуют спе циальных технических знаний? А доктор биологических наук, профессор Георгий В а сильевич Крылов в рассказе «О сибирском лесе, о чудесных превращениях сосны, кедра и других секретах зеленого друга» пишет: «...у лесовода долж ен быть ум математика, биолога и экономиста одновременно, торс — атлета, ноги — быстроходного бегуна, ру ки — хирурга, глаза — индийского охотни ка, художника, слух — музыканта, сердце — храбреца и эстета». Только специалист способен дать развер нутую панораму своей профессии, расска зать о ней обстоятельно, деловито, без лиш них восклицаний, которые могут привлечь к ней людей случайных, очарованных «яр ким огоньком». В рассказе «Археология — профессия романтиков или наука о битых черенках?» кандидат исторических наук Татьяна Николаевна Троицкая предупреж дает: «Как и в других трудоемких профес сиях, в археологии не удерж аться тому, кто не предан ей всей душой». К азалось бы, задача новой серии — ути литарна. Она — хороший компас для тех, кто ищ етсвое место в жизни. Но оценивать четыре монолога вышедшей кассеты только как приглашение в профессию — значит обеднить значение содержательного и живо го разговора умных и добрых взрослых лю дей с подростками. В последние годы появилась серия книг, лаконично информирующих старшеклассни ков о десятках профессий (Б. Крамов. «Пу тевка в жизнь. Коротко о профессиях»), своего рода маленькая энциклопедия совре менных рабочих специальностей с точным описанием характера труда и его содерж а ния. «Рассказы сибирских ученых», решая задачу профессиональной ориентации, выхо дят за рамки справочного материала, это не описание дела со стороны, а беседы опыт ных, знающих, любящих свою работу лю дей, умеющих рассказать о ней поэтично и увлекательно Монологи хорошо написаны. Точный, об разный язык, публицистичность, граж дан ская взволнованность авторов придают ма леньким книжкам значение впечатляющего разговора с подростками на глубоко нрав ственные темы. Здесь вы не встретите при зывов — «Любите Родину, она прекрасна!»; «Берегите лес от пожаров — он растет дол го» и т. д. Но, прочитав «Рассказы сибир ских ученых», вы почувствуете, как в поня тие «Родина» вошли для вас и лес, кото рый «защищал, кормил, одевал и грел» че ловека, и наука археология, дающ ая «воз можность проследить развитие общества от эпохи матриархата до появления феодаль ного государства...», и деревянное зодчество наших искусных предков, и поиски геоло гами «даров земных недр». В рассказе «О русском народном зодче стве в Сибири, о самобытных памятниках деревянной архитектуры» доктор искусство ведческих наук, профессор Евгений Андре евич Ащепков пишет: «В талантливых ру ках русского умельца-плотника дерево пре вращалось в податливый материал, из кото рого можно было создавать и воплощать в натуре самые разнообразные, порою ф анта стические замыслы. И все простым инстру ментом, в основном топором, который в уме лых руках превращался в магическую па лочку, творящую чудеса дивные». Естест венно, появляется желание сохранить па
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2