Сибирские огни, 1974, №8

бо, ом возглавляет народную дружину при домоуправлении, ведет беспощадную борь­ бу с хулиганами и бандитами. Главное со­ бытие повести, собственно, и составляет один из эпизодов его «бригадмильской» де­ ятельности — схватка с матерым рецидиви­ стом Седым. Сама эта схватка занимает в повести всего две страницы (причем «пода­ на» Б. Жигановым превосходно, с истинно кинематографической роскошью), но-— бог ты мой! — сколько потребовалось молодо­ му автору дополнительных эпизодов и це­ лых глав, чтобы обосновать, почему поеди­ нок Сергея с Седым произошел именно в парке во время танцев. Тут и история не­ удачной любви Сергея к Тане, и предшест­ вующая ей но времени, но рассказанная позднее история первого увлечения Сергея, и почти опереточная сцена в домоуправле­ нии между Кравцовым и матерью Седого, бывшей актрисой, и со смаком описанная попойка на квартире у некой Эллы, и рассказ об отце Сергея — старом че­ кисте... У,мом, конечно, понимаешь, зачем понадо­ билась автору эта густая событийность; пи­ сатель хотел создать многосторонний харак­ тер, подвергнуть своего героя испытанию на прочность в самых различных обстоя­ тельствах и ситуациях. Но такая «много­ сторонность» слишком уж отдает газетчи- ной и, в конечном счете, мешает автору соз­ дать по-настоящему цельный характер. Как и вся повесть, характер героя получился «склеенным», потому что, создавая его, ав­ тор руководствовался чисто репортерским правилом — привести как можно больше «положительных» примеров из жизни героя. Однако то, что годится для газетного ж ан­ ра,— для художественного произведения может оказаться не только недостаточным, но и противопоказанным. Ибо сумма добро­ детелей, какой бы кругленькой и внуши­ тельной она ни выглядела,— не есть еще цельный, законченный образ. В торая повесть Б. Ж иганова «Старый причал» в смысле сюжета и композиции выглядит несколько «стройнее», да и сам герой представляет собой характер вполне законченный. Однако и в этой повести сра­ зу обнаруживаеш ь один существенный и зъ ­ ян: дело в том, что «Старый причал» и сюже­ том своим, и героем весьма и весьма напо­ минает нам многочисленные «исповедаль­ ные» произведения. История о том, как мо­ лодой парень, начинающий журналист, бро­ сив учебу в университете, уехал на Север «познать себя и жизнь»,— самобытностью, прямо скаж ем , не блещет. Таких историй рассказано в нашей молодой литературе, в том числе и сибирской, уже предостаточно. Б. Ж иганов, поведав нам еще об одном «побеге за романтикой», к сожалению, не сумел избеж ать многих традиционных хо­ дов, присущих «исповедальным» повестям. В «Старом причале» есть немало довольно- таки банальных эпизодов и сцен, как, напри­ мер, роман героя с официанткой Ниной или глава, где рассказывается, как герой чуть не замерз во время командировки,— так сказать, первое жестокое жизненное испы­ тание; есть в повести и досужие раздумья на тему «как жить дальше?» («Можно бы махнуть, например, в геологи... Ну, а мо­ жет, все-таки не в геологию, а в море?.. А то еще — полярником на дрейфующую станцию «Северный полюс»... и т. д. и т. п.). Однако при всех этих очевидных «расхо- жестях» и «похожестях» Б. Ж иганову уда­ ется -внести в традиционную схему нечто свое, делающее его повесть пусть малень­ ким, но все ж е -шагом вперед в разработке характера современного молодого интелли­ гента. «Проветрив» и «-прокалив» своего ге­ роя на северных метелях и жестоких кам ­ чатских -морозах, Б. Ж иганов заставляет его вернуться обратно. Не на романтичеек-о-м Севере -нашел Евгений Семенов свое счастье, а в тихом уральском городке, откуда при­ ехал и где осталась Марина — его первая юношеская любовь. И это возвращение к «старому причалу» — ,не просто оригиналь­ ный сюжетный ход. Б. Ж иганов здесь как бы спорит с традиционным «исповедаль­ ным» героем, для которого главным смыс­ лом жизни было «вечное движение», -непо­ седливость, .романтическое бродяжничество; утверж дает мысль о нерасторжимой связи человека с местом, где он родился и вырос. В это-м смысле весьма примечателен мо-но- лог старого журналиста Колосовск-ого, на­ путствующего героя перед обратной доро­ гой: «Да, сейчас сложное время... и очень -модно великое пилигримств-о молодых на природу — в Сибирь, на Север, в необжи­ тые места. И много, ох, много тут путано­ го, своих трагедий и мучительных узлов... Я -ведь здесь почти тринадцать лет,— сколь­ ко вашего брата перевидал! И все в чем-то схожи. Бегут очертя голову в дальние страны,— кого гонит мечта, романтическая идея, а кого и -честолюбие, скука, пустота жизни. Им каж ется: все возможно, все до­ стижимо, но не тут-то было! Не так просто завоевать этот мир с ходу,, взять жизнь за грудки! И начинают рушиться самые верные расчеты, с треском летят планы, набивают­ ся шишки, и с удивлением обнаруживает наш пили-прим, что вовсе не он -вертит своей судьбой, а она — и,м; и д аж е самой про­ стой, -неприметной с виду девчо-н-ки, самой простой, серой деревеньки где-то в глуби­ не Р-оссии не -в силах он -выбросить из серд­ ца — оно хранит их в себе, тоскует и бо­ лит...» Конечно же, такие рассуждения отнюдь не претендуют на -непререкаемость, -но перед нами очевидная по-пыша по-своему осмыс­ лить то явление, которое Б. Ж-ига-нов очень точно -наз-вал «-пилипримством» я в котором ему видится одна из примет н-ашего време­ ни. Книгу «Болевой п-рием» написал автор молодой, только-только входящий в литера­ туру. И станет ли это «вхождение» началом постепенного восхождения на вершины ли­ тературного мастерства, зависит, прежде всего, от самого Б. Жига-нова, от того, как о-н сумеет распорядиться своим даровани­ ем, какой опыт извлечет из своего дебюта. Но то пбкаж ет лишь будущее. В. ШАПОШНИКОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2