Сибирские огни, 1974, №8
я книжной пялки Борис Жиганов. Болевой прием. Повести, Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1973. Скажу прямо: на книжке этой лежит не который налет сенсационности, что прояв ляется уже в самом ее «спортивно-детек тивном» названии. Под стать .интригующему заголовку и рисунок на первой странице, где запечатлен момент острой схватки: широко плечий, мускулистый парень сидит верхом на своем сопернике и крутит ему руку, пы таясь вырвать нож, а на помощь, держ а пе ред собой фонарь величиной с автомобиль ную фару, спешит милиционер... Борис Жиганов умеет сразу взять чита теля в «тиски», расположить его к своим ге роям, заставить проникнуться их заботами и сердечными переживаниями, а главное, он умеет сразу очертить характер того или ино го персонажа. Чтобы подобное суждение не воспринималось лишь как обязательный комплимент ради поддержки молодого авто ра, приведу небольшой отрывок из первой главы по!вести «Болевой прием». К герою повести, борцу-самбисту, только что завое вавшему звание чемпиона города, подходит незнакомый грузин с просьбой побороться с ним вне конкурса: у парня не хватает все го двух побед до нормы мастера. «Ну не обидно ли, если парню не хватает каких-то двух-трех побед? Тем более, прузинчик та кой симпатичный: .весь ладный, пружини стый, носочки у него из-под борцовок беле ют аккуратно, ровно на два пальца, курточ ка шикарная, салатного цвета, с белыми от воротами. И красив: талия осиная, нос тон кий, руставелевский, под усиками белозу бо... Классический, словом, южанин, и смот рит дружески, вовсе не свирепо. Короче, Сергей согласился». Всего один абзац — и перед нами закон ченный портрет; причем, мы не просто раз глядели этого «грузинчика» крупным пла ном, по увидели его глазами героя. И вот что главное — через это восприятие уже «проклевывается» и характер самого героя, простого добродушного парня, готового пой ти навстречу любому человеку, который «смотрит дружески». Вот это умение воспринимать окруж аю щий мир глазами героя, точно фиксируя все предметы и лица, попадающие в его поле зрения, молодой автор демонстрирует на протяжении всей книги. Б. Жиганову бы ва ет достаточно одчого-двух точных мазков, чтобы фигура сразу ожила, стала зримой, физически ощутимой. ■ Герою повести «Старый причал», молодо му журналисту, приходится иметь дело со многими людьми, и каж дый из них схвачен автором цепко, показан со всеми своими особыми приметами, манерой разговора, ин тонацией, жестикуляцией. Вот герой попа дает на собрание строителей, где рабочие выводят «на чистую воду» своего заворо- вавш егося начальника. Всего на полутора страничках появляется здесь одна из «разо- блачительниц»— «отделочница Дунька, бой кая тараторка в заляпанной раствором фу файке и красном платке: — Ну и, видно, донесли ему, что я пер вая его «осьминогом» окрестила. А чо, при дешь к нему, а он не гнется, к ак ж ердь, но уж руки, руки, как эти веревки... щулаль- цы... так и вьются, и скользят, и ш арятся по столу. Д а еще зипуичик свой на плечи накинет, рукава тож е мечутся, будто еще два щупальца!». Т ак и видишь перед собой эту горластую работягу-бабенку, немного взбалмошную, но отличающуюся большим чувством юмо ра, умеющую постоять за себя, за свою р а бочую честь. Столь ж е колоритно выписаны в повести и «бывалый северянин», лихой шофер Саша Медведев, и сам «осьминог» — заворовавшийся начальник СМУ Гегеев, и соперник героя на амурном «фронте» Ми ша, моряк «с могучим подбородком и тем ными суженными глазами...» Д а, манера письма Б. Ж иганова, безуслов но, подкупает читателя. Однако почерк пи сателя, каким бы выразительным он ни был,— далеко еще не все. Прозаик, как из вестно, долж ен не только ж и в о п и с а т ь , н о й о с м ы с л и в а т ь , не только делать правдивые зарисовки с натуры, но я соеди нять эти эскизы в нечто композиционно-цель ное, художественно-законченное. И вот тут — скаж у без обиняков — Б. Ж иганову еще многое не дается. Первое, что сразу броса ется в глаза при чтении его книги,— .неуме ние молодого автора четко выстраивать сю жет, развивать действие так, чтобы каж дое событие как бы вытекало одно из другого. Особенно это ощущается в первой, загл ав ной повести. Герой повести молодой инженер Сергей Кравцов работает в домоуправлении. С луж ба у него, на первый взгляд, прозаически- нудная, однообразная: вечные жалобы от жильцов, возня с ремонтом, с пьяницами- дворниками и нерадивыми малярами. Но у Сергея есть еще одно занятие, которому он отдает весь свой досуг: имея разряд по сам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2