Сибирские огни, 1974, №8

я книжной пялки Борис Жиганов. Болевой прием. Повести, Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1973. Скажу прямо: на книжке этой лежит не­ который налет сенсационности, что прояв­ ляется уже в самом ее «спортивно-детек­ тивном» названии. Под стать .интригующему заголовку и рисунок на первой странице, где запечатлен момент острой схватки: широко­ плечий, мускулистый парень сидит верхом на своем сопернике и крутит ему руку, пы ­ таясь вырвать нож, а на помощь, держ а пе­ ред собой фонарь величиной с автомобиль­ ную фару, спешит милиционер... Борис Жиганов умеет сразу взять чита­ теля в «тиски», расположить его к своим ге­ роям, заставить проникнуться их заботами и сердечными переживаниями, а главное, он умеет сразу очертить характер того или ино­ го персонажа. Чтобы подобное суждение не воспринималось лишь как обязательный комплимент ради поддержки молодого авто­ ра, приведу небольшой отрывок из первой главы по!вести «Болевой прием». К герою повести, борцу-самбисту, только что завое­ вавшему звание чемпиона города, подходит незнакомый грузин с просьбой побороться с ним вне конкурса: у парня не хватает все­ го двух побед до нормы мастера. «Ну не обидно ли, если парню не хватает каких-то двух-трех побед? Тем более, прузинчик та­ кой симпатичный: .весь ладный, пружини­ стый, носочки у него из-под борцовок беле­ ют аккуратно, ровно на два пальца, курточ­ ка шикарная, салатного цвета, с белыми от­ воротами. И красив: талия осиная, нос тон­ кий, руставелевский, под усиками белозу­ бо... Классический, словом, южанин, и смот­ рит дружески, вовсе не свирепо. Короче, Сергей согласился». Всего один абзац — и перед нами закон­ ченный портрет; причем, мы не просто раз­ глядели этого «грузинчика» крупным пла­ ном, по увидели его глазами героя. И вот что главное — через это восприятие уже «проклевывается» и характер самого героя, простого добродушного парня, готового пой­ ти навстречу любому человеку, который «смотрит дружески». Вот это умение воспринимать окруж аю ­ щий мир глазами героя, точно фиксируя все предметы и лица, попадающие в его поле зрения, молодой автор демонстрирует на протяжении всей книги. Б. Жиганову бы ва­ ет достаточно одчого-двух точных мазков, чтобы фигура сразу ожила, стала зримой, физически ощутимой. ■ Герою повести «Старый причал», молодо­ му журналисту, приходится иметь дело со многими людьми, и каж дый из них схвачен автором цепко, показан со всеми своими особыми приметами, манерой разговора, ин­ тонацией, жестикуляцией. Вот герой попа­ дает на собрание строителей, где рабочие выводят «на чистую воду» своего заворо- вавш егося начальника. Всего на полутора страничках появляется здесь одна из «разо- блачительниц»— «отделочница Дунька, бой­ кая тараторка в заляпанной раствором фу­ файке и красном платке: — Ну и, видно, донесли ему, что я пер­ вая его «осьминогом» окрестила. А чо, при­ дешь к нему, а он не гнется, к ак ж ердь, но уж руки, руки, как эти веревки... щулаль- цы... так и вьются, и скользят, и ш арятся по столу. Д а еще зипуичик свой на плечи накинет, рукава тож е мечутся, будто еще два щупальца!». Т ак и видишь перед собой эту горластую работягу-бабенку, немного взбалмошную, но отличающуюся большим чувством юмо­ ра, умеющую постоять за себя, за свою р а­ бочую честь. Столь ж е колоритно выписаны в повести и «бывалый северянин», лихой шофер Саша Медведев, и сам «осьминог» — заворовавшийся начальник СМУ Гегеев, и соперник героя на амурном «фронте» Ми­ ша, моряк «с могучим подбородком и тем­ ными суженными глазами...» Д а, манера письма Б. Ж иганова, безуслов­ но, подкупает читателя. Однако почерк пи­ сателя, каким бы выразительным он ни был,— далеко еще не все. Прозаик, как из­ вестно, долж ен не только ж и в о п и с а т ь , н о й о с м ы с л и в а т ь , не только делать правдивые зарисовки с натуры, но я соеди­ нять эти эскизы в нечто композиционно-цель­ ное, художественно-законченное. И вот тут — скаж у без обиняков — Б. Ж иганову еще многое не дается. Первое, что сразу броса­ ется в глаза при чтении его книги,— .неуме­ ние молодого автора четко выстраивать сю­ жет, развивать действие так, чтобы каж дое событие как бы вытекало одно из другого. Особенно это ощущается в первой, загл ав­ ной повести. Герой повести молодой инженер Сергей Кравцов работает в домоуправлении. С луж ­ ба у него, на первый взгляд, прозаически- нудная, однообразная: вечные жалобы от жильцов, возня с ремонтом, с пьяницами- дворниками и нерадивыми малярами. Но у Сергея есть еще одно занятие, которому он отдает весь свой досуг: имея разряд по сам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2