Сибирские огни, 1974, №8
и своеобразное дарование. Мож ет быть, не случайно то, что он .не обращ ал на себя ни какого внимания в традиционном классиче ском репертуаре. Сила этого актера в скульптурной выразительности пластики, в индивидуальной манере и свободе сцениче ского поведения. В партии Адама он пораж ает органичной и заразительной комедийностью, тонкостью пластической нюансировки, подлинной арти стичностью. В наивности его Адама есть не кая доля иронии, очень скоро он понимает, что эта наивность — его оружие, начинает довольно хитро пользоваться этим ору жием. Наивность Адама — ^ Гуляева чем-то напоминает своеобразный инф ан тилизм современного юноши, не лишен ного насмешливого скептицизма. В лири ческой части роли он достигает нужно го впечатления прежде всего за счет выра зительной лепки поз, напоминающих скульп туры юношей Микеланджело. Его партнерша Н аталья Большакова при влекательна красотой внешнего облика, тон костью и остротой пластики, женственным лукавством и женственной властностью. При всей очаровательной мягкости и изяществе она заметно руководит своим Адамом, счи тая за благо держ ать его в некотором тре пете. Молодые актеры вносят в свое исполнение ощущение современности, умной иронии. Трактовка Ирины Колпаковой и Михаила Барышникова более романтична. Зам еча тельная классическая танцовщица, выдаю щаяся представительница безупречного ака демического танца, Ирина Колнакова с ин струментальной точностью выполняет пред ложенный хореографами совсем не канони ческий, танцевальный рисунок. В таком ис полнении он обретает особую красоту и му зыкальность. На этом примере ясно видишь, что балерине, обладающей таким высоким танцевальным образованием, какое есть у Колпаковой, такой отточенной техникой, д о ступны самые сложные и необычные пласти ческие задачи. Ее Ева пленяет прозрачной чистотой и хрупкостью линий, редкой гар монией танцевального образа. Адам Михаила Б арыш никова— это, дейст вительно, «дитя человеческое». П ервоздая- ность, первичность всех восприятий и ощ у щений передается им на редкость обаятель но. Трудно .назвать другого актера, который мог бы так убедительно станцевать и сыг рать «детство и отрочество». Говорить о его танце трудно — это к а жется чудом, еще небывалым на балетной сцене; молодой танцовщик ломает границы возможного в танцевальном искусстве. От чаянная, непостижимая дерзость, смелость комбинаций, прыжков, верчений соединяют ся с редкой точностью, чистотой и правиль ностью танцевальной формы. Это сочетание производит ошеломляющее впечатление. Виртуозный, труднейший танец каж ется у Барышникова озорной, веселой, радостной игрой, словно он танцует только для соб ственного удовольствия, забывая в танце все окружающее, как это бывает с детьми, ув леченными своими играми. Его вдохновение стирает все следы работы, усилий, он про делывает самые невероятные пассажи с по- истине моцартовской легкостью. Было бы несправедливым не оказать и о других исполнителях балета — об обаятель ной, грациозной С. Ефремовой, исполняю щей партию Чертовки, о смешных и умили тельно-трогательных ангелах (Н. Сахнов- ская, 3. Голод, М. Васильева, Г. Т ерехова), среди которых выделяется своей забавной серьезностью Л . Семеняка, о юмористически «положительных» архангелах (В. Колошко, А. Иваненко, Е. Щ ербаков, В. Пономарев). Здесь имеет значение увлеченность каж дого исполнителя, д аж е участников ансамблевых танцев, потому что в спектакле царит «сту дийная», «антипремьерская» атмосфера, он силен радостным художественным сотрудни чеством всех участников. В «Сотворении мира» есть известная не соразмерность и неравноценность частей, есть, на мой взгляд, неудачные решения. Но в целом это интересный, подлинно творче ский и поэтому несомненно плодотвооный поиск. Б алет С. Прокофьева «Ромео и Дж ульет та» заново поставлен в Киеве, Таллине, Но восибирске и Перми балетмейстерами Ши- керо, Май М урдмаа, Н. Касаткиной и В. В а силёвым, Н. Боярчиковым. То, что молодые, ищущие балетмейстеры столь часто обра щаются к этой партитуре Прокофьева (вспомним еще известную постановку Оле га Виноградова, осуществленную несколько лет н азад ), говорит о том, что самое время, очевидно, ставит вопрос о новом его прочте нии. На огромной сцене Новосибирского театра эффектно-мрачные гигантские конструкции художника И. Сумбаташвили создаю т образ средневекового города, громады домов за слоняют синеву неба, его видишь только в одной узкой полоске между каменными сте нами, за ж елезом решеток и балконов. Над сценой висит тож е огромная, тяж ел ая кон струкция, напоминающ ая гигантскую ста ринную книгу в ж елезном резном переплете — шесть пластин, соединенных, переплетен ных вместе, медленно переворачиваются, от кры вая то купол храма, то вершины деревь ев в саду, то городские стены. Это сооруж е ние словно давит, пригибает действующих лиц к полу. На уровне сценического планшета тоже совершается торжественно-неторопливое, тя желовесное передвижение боковых ширм- декораций, превращающих сценическое про странство то в городскую площ адь, то в спальню Дж ульетты , гго в келью Лоренцо, то в склеп. В этом медленном ритме деко рационных перестроений, в монументальной массивности ощущаешь суровую таинствен ность, сумрачность какой-то средневековой легенды или эпоса. Но в этом ка менн о-железном мешке, на дне этого огромного колодца кипит и бур лит яркая, полнокровная жизнь, — медлен но, словно со скрипом, переворачиваются листы тяжелой книги, а танцевальное дей ствие летит стремительно и динамично. М асштабная обобщенность декораций как будто спорит с характером этого действия, ей противоречит множество бытовых, почти
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2