Сибирские огни, 1974, №8
живого. Хаос чудовищной катастрофы р а зъ единяет Адама и Еву, сразит им гибелью. Лирика сменяется трагическим напряж ени ем. Люди обретают мужество, волю к борь бе, способность к самопожертвованию . Возникает, словно разорванное каким-то страшным взрывом, изображение Мойны Лизы (намек на гибель цивилизации, р а з рушение духовных ценностей?), сверху опу скается серая пелена (мож ет быть, облако атомной пыли?), покрывающ ая леж ащие на земле тела Адама и Евы. Очнувшись, они медленно поднимаются, танец снова возни кает под этой пеленой, от которой они по степенно освобождаю тся и соединяются в порыве любви, побеждающей горечь траги ческих потрясений. Этот .интересный реж ис серский прием, как и весь большой дуэт Адама и Евы, производит большое впечатле ние. Но этому впечатлению мешает присутст вие Черта .и Чертовки. Их танец, по сути дела, мельчит тему, каж ется ненужным и суетливым, не соединяется в единое полифо ническое целое с та,ищем Адама и Евы. Зр и телю не удается всерьез поверить в то, что Черт является носителем мирового зла, ви новником всех бед и катастроф, грозящих человечеству. Ведь бог остался в раю, .почему ж е черт не удалился в свою преисподнюю, а увязал ся за людьми и затеял на земле новую «возню», которую нам предлагаю т воспри нять вполне всерьез, в то время как мы сов сем не подготовлены к этому всем предыду щим ходом спектакля. Мысль балета была бы «уда яснее, если бы люди, выйдя за во рота рая, оставались «а земле одни, и уж е сами, без помощи бога и без козней черта, решали свою судьбу, боролись за любовь и счастье. Можно спорить о возможности существования в одном спектакле двух ж ан ровых решений, но тем более их контраст должен быть обозначен решительно и без оговорочно. В либретто написано, что Черт «оконча тельно сбросил свою личину мелкого ху лигана и повесы. Теперь это страшный, гроз ный Деман, почувствовавший себя властели ном мира, вершителем людских судеб». Этой Эволюции образа в спектакле практически не получается. И, дум ается, получиться не может. Если балетмейстеры и исполнители в райских сценах сумеют заставить нас уви деть за «личиной мелкого хулигана и пове сы» подлинное «лицо» черта, поверить в опасность «дьявольского начала» — это не минуемо разрушит столь счастливо найден ную ироническую, улыбчатую атмосферу первых двух актов. Если ж е этого нет (мо жет быть, и к лучш ему), нас уж е трудно убедить в том, что черт в третьем акте мо жет олицетворять силы зла, ненависти и ■разрушения. Эта неточность или противоречивость смыслового решения приводит к тому, что в чисто хореографическом отношении линия Черта и Чертовки оказы вается наименее ин тересной. Если пластика спектакля .во мно гом пленяет своей новизной и свежестью, "го здесь и хореографы, и художник становят ся наиболее традиционными. К аж ется, что 12. Сибирские огни № 6. где-то уже видел эту адскую вакханалию , этот довольно банальный балетный ш абаш . Недаром исполнитель партии Черта — В. Бударин, по сути дела, безлик, нейтра лен. Получается, что актер довольно лихо вышучивает штампы балетной чертовщины, так и оставаясь мелким бесом из ярмароч ного балагана. Пож алуй, это единственное место, где по становщикам, художнику и актерам изме няет вкус. А вообще-то одно из важнейших достоинств спектакля — мера и такт, умная .мягкость иронии, с какой они шутливо пе ресказываю т библейскую легенду. Нигде спектакль не становится пародией, карика турой, плоским «антирелигиозным» п лака том. Вот почему в принципе каж ется воз можным переход к философской части бале та, ибо и в его первых, комедийных актах есть некая добрая и .лукавая мудрость. Спектакль идет в двух составах. Только партию Бога пока танцует один исполнитель. -— Юрий Соловьев. К аж ется, что это «е слу чайно. Трудно представить себе иное испол нение, иную трактовку этой роли. Ю. Со ловьев — прославленный танцовщик, обла дающий высоким и плавным прыжком, ред кой 'мягкостью пластики, один из лучших исполнителей классического репертуара. Но в «Сотворении мира» произошло как бы но вое рождение этого артиста. Редко можно увидеть не только в балет ном, но и в драматическом театре такую почти трогательную одержимость, погло щенность своей сценической задачей, такую абсолютную «наивность» и «веру» (слова Станиславского), веру в предлагаемые об стоятельства. Высокое техническое мастер ство здесь соединилось с драгоценной арти стической непосредственностью. Танцовщик безупречно владеет классическим танцем, на котором построена партия, и именно по этому с естественностью и легкостью нахо дит в классической лексике роли такое бо гатство комедийных, лирических, а порой и скорбных интонаций. В замечательной сце не божьего гнева танцовщик буквально «воз носится» в воздух, ошеломляет вихрем стре мительных верчений, а потом вдруг «быто- во» топает ногами, воздевает вверх сж аты е в кулаки руки, одним словом, обрушивает на провинившихся Адама и Еву целую бурю. Но за всеми этими грозами, словно кусо чек ясной лазури, проглядывает доброта, беспредельная огорченносгь случившимся. Сломленный, безутешный, навеки опечален ный, провож ает он своих любимцев до во рот рая. В этой роли Юрий Соловьев обнаружил не только лирическое, «о и незаурядное ко медийное дарование. Д л я него эта партия так же значительна, как, скаж ем , для Мари уса Лиепы партия Красса в «Спартаке», так ж е совсем по-новому раскры вш ая возмож ности известного танцовщика. И невольно думаеш ь — как необходимы новые балеты, ибо ограниченность балетного репертуара во многом ограничивает и артистический диапазон многих замечательных актеров. Впервые по-настоящему раскрылся в этом спектакле и молодой артист Вадим Гуляев, обнаруживший в партии Адама незаурядное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2