Сибирские огни, 1974, №8
вал от безделья. К ак только тот занялся де лом, так и у черта появилось занятие — мешать, вредить, пакостить. Так дух сози дания сталкивается с силой разрушения. Причем, сначала они сталкиваю тся тоже очень смешно, буквально лбами, в кромеш ной тьме мироздания. Бог усаживается в свою люльку-облако и вместе с ангелами устремляется на землю. И какая тут закипела работа! Бог и архан гелы в невероятном темпе расчищают зем лю, передают друг другу камни-валуны , ко торые нарочно накидал черт, саж аю т р ом аш ки, изо всех сил благоустраиваю т земной рай. И все это без малейшей передышки, без «перекура». Добрый и деятельный бог не лишен м а леньких слабостей — он с удовольствием слушает сладкие, невинно-подобострастные хвалы ангелов, то и дело справляет м алень кие «юбилейные торж ества», тает от удо вольствия и умиления, когда ангелы с ар хангелами водят вокруг него благонравны е и благочестивые хороводы. Но м ало-помалу он снова задумывается, и тут его- осеняет самая великая мысль — создать человека по своему образу и подобию, поселить его в раю. И вот возникает одна из луч ших сцен спектакля — сцена рождения Адама. Надо сказать, что партии Адам а и Евы очень трудны для исполнения не только в своих танцевальных кульминациях, но и в эпизодах трогательной «неповоротливости», детской неуклюжести, когда Адам и Е ва учатся стоять, ступать по только что соз данной и еще безгрешной земле. Актеры показывают, как первые люди учатся ходить, но для того, чтобы сделать это так убедительно и ярко, нуж но обладать поистине виртуозным танцевальным мастер ством. Д ля того, чтобы сам а детская неук люжесть, неловкость, угловатость стала предметом пластической эстетики, пластиче ского искусства, требуются немалое техни ческое умение, первоклассная ш кола, изощ ренная хореографическая ф аатазия. Вот только что сотворенный Адам протя гивает в воздух руку движением одновре менно беспомощным и требовательным. И, кажется, что слышишь «извечный» звонкий крик ребенка — «дай, дай, дай!» З а л сме ется, когда Ада.м, подобно множ еству м ла денцев, засовывает себе в рот большой па лец собственной ноги. Природа комедийного эффекта очень про ста — взрослый, атлетически сложенный юноша ведет себя как впервые встающий на нетвердые ножки младенец. Пож алуй, могло бы^получиться грубо, но вкус и юмор балет мейстеров и актеров делают эти эпизоды изящными, этот пластический «лепет», .дет ские «придыхания» в движениях вы зы ваю т в зале сочувственную и добрую улыбку. Адам абсолютно простодушен и .непосред ствен, весь поглощен познанием мира, его любознательность не знает предела. Его .ни чего не стоит сбить с толку, обучить ду р ным манерам, толкнуть на любую выходку. А когда Черт показы вает ему обольститель ную Чертовку, он совсем шалеет, теряет об ретенный с таким трудом облик человече ский. И Богу стоит немалых трудов вернуть его на стезю добродетели. Е ва рож дается по-другому — это венец творения, самое великое и прекрасное чудо в мире. Она-то не будет несу.разно тянуть ногу в рот, она рассм атривает свои ноги со средоточенно, уважительно, как нечто дико винное, достойное восхищения. Собственная хрупкость заставляет ее относиться к окру ж ающ ему с некоторой опаской, она увере на, что кто-то долж ен ей служ ить, охранять и защ ищ ать ее. Сотворив Адама и Еву, бог теперь обуян страстью отцовства. Он буквально трясется над Адамом и Евой; их проказы , непослу ш ание, излиш няя любознательность приво д я т его в полное отчаяние. К огда Адам и Е ва тянутся к запретному плоду, бог для острастки прогоняет их за ворота рая, и они д р ож ат там от холода и страха. Припугнув и проучив таким образом ш алунов, бог впу скает их в рай, где снова начинаются безм я тежны е игры, вождение хороводов с анге лами, которые могут служ ить примером д о школьной добродетели и послушания. Опять появляю тся Чертовка и Черт. Н ачи наю тся адская вакханалия, неистовые орги астические танцы. Ч ерт соблазняет Адам а и Е ву запретным плодом, они тянутся к ябло ку и... попадаю т в объятия друг друга. К асаткина и Василёв всячески подчерки вают и в либретто, и на сцене, что Ч ерт к пробуждению чувства любви не имеет ника кого отношения, что Адам и Е ва потянулись друг к другу вовсе не потому, что вкусили запретного плода яблони, посаж енной чер том. Черт, носитель зла и разруш ения, не мож ет быть причастен к возникновению вы сокого чувства любви. Н адо оказать, что упорное ж елание чер та смутить безмятежный покой идиллическо го сущ ествования Адам а и Евы в раю не м ож ет вы звать серьезного протеста у зрите лей. В конце концов, сколько мож ет длить ся райское благоденствие, эта младенческая пастораль, это «золотое детство»? Поэтому усилия черта разрушить хрустальную яс ность райского «детского сада» с хоровода ми типа «испекли мы каравай» могут вы звать только улыбку, а не возмущение. И здесь возникает одно из основных про тиворечий спектакля — нам всячески внуш а ют, что черт страшен, коварен и зол, но доб родушно-ироническая атмосф ера первых двух актов такова, что Ч ерт с Чертовкой, вписавшись в эту атмосферу, не могут вы звать серьезных опасений, мы и к ним не вольно относимся с юмором. Собственно го воря, .никакого противоречия не было бы, если бы спектакль кончался изгнанием из рая, оставался в рам ках иронической сказ ки « а библейские мотивы. Но с момента ухо д а Адама и Евы из .рая на землю спектакль переключается в совсем иную тональность, происходит резкая трансформ ация его ж ан ра. Балет устремляется в сф еру философ ских обобщений. Люди, уж е лишенные божественной «опе ки», сами долж ны отстоять свою любовь и счастье перед лицом страш ны х катаклизмов, испытаний и катастроф . Ч ерт становится Д е моном, стремящимся к уничтожению всего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2